logo search
Экономика конспект лекций 2011

16.4. Государственный бюджет

Бюджетная система РФ включает в себя:

Федеральный (государственный) бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Все эти бюджеты имеют законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств.

Государственный (федеральный) бюджет – финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.

Доходы федерального бюджета формируются из следующих источников:

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на игорный бизнес;

- налог на добавленную стоимость;

- лицензионные и регистрационные сборы;

- акцизы;

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов;

- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- налог на операции с ценными бумагами;

- платежи за пользование недрами;

- платежи за пользование лесным фондом;

- плата за пользование водными объектами;

- земельный налог и арендная плата за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения;

- плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;

- таможенные пошлины и сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности;

- государственные пошлины;

- дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности;

- прибыль ЦБ РФ;

- консульский сбор, взимаемый на территории РФ;

- прочие налоги, сборы и др. платежи.

Налоговые поступления составляют 84% федерального бюджета, неналоговые – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Расходы государственного бюджета РФ включают:

- государственное управление;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- международная деятельность;

- федеральная судебная система;

- фундаментальные исследования;

- промышленность, энергетика, строительство;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- образование;

- культура и искусство;

- средства массовой информации;

- здравоохранение и физическая культура;

- социальная политика;

- обслуживание государственного долга;

- финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно – территориальными образованиями;

- другие расходы.

Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления их расходования. Важной проблемой при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальности бюджет, как правило, несбалансирован, т.е. имеет место неравенство между доходами и расходами. Превышение доходов над расходами называется «бюджетным профицитом», а превышение расходов над доходами – «бюджетным дефицитом».

Государство стремится уменьшить дефицит бюджета и покрывает его следующими способами: 1) сокращение расходов госбюджета; 2) увеличение налогового бремени; 3) превращение дефицита бюджета в государственный долг (выпуск государственных ценных бумаг – облигаций, кредиты национальных банков, превращение кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств); 4) выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии.

Бюджетный дефицит как и инфляция, кризис, безработица относится к неотъемлемым элементам экономической системы.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг, который бывает внешний и внутренний. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам и отдельным лицам, внутренний долг – это долг государства своему населению (долговые обязательства правительства РФ, выраженые в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами). Долговые обязательства могут иметь формы кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Управление государственном долгом включает такие меры как: эффективное использование средств заимствования; поиск средств для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Государственный долг, если он приобретает значительные размеры, оказывает существенное воздействие на экономику страны. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Центральный банк проводит политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его проплаты. В этих же целях используется налоговая политика, т.е. ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что дефицит бюджета и государственный долг в определенных пределах не приводят к негативным последствиям для экономики. Сохранение бездефицитного бюджета на протяжении длительного времени может стать причиной экономического спада. Чрезмерный государственный долг приводит к сокращению капиталовложений и выплатам крупных сумм процентов по долгу.