logo search
Экономика организации

2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий

Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.

Факторы внешней среды можно разделить на две группы.

Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:

Вторая группа факторов, которая также формируют внешнюю среду, отличается тем, что на них предприятие может оказывать определенное воздействие. Эти факторы образуют деловую среду предприятия. К ним относятся:

Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:

Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.

Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.

Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.

Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.