Неформальная экономика — совокупность форм хозяйственной деятельности, не фиксируемой в формальных контрактах и официальной отчетности.
Оппортунистическое поведение — следование собственному интересу вопреки установленным правилам.
Организация — относительно замкнутая, иерархически выстроенная совокупность рабочих мест и занятых на них работников, деятельность которых управляется из единого центра.
Организационное поле — локальный порядок взаимодействия организаций, в котором создаются и воспроизводятся институты.
Открытые рынки — места концентрации внемагазинных форм розничной торговли.
Отношенческая контрактация — форма контрактных отношений, принимающих во внимание характер контрагента.
Параллельный ввоз — импорт товаров, защищенных торговой маркой, без разрешения правообладателя.
Поддержание контрактов — обеспечение выполнения контрактов, включая надзор за соблюдением обязательств и применение санкций в случае оппортунистического поведения.
Политический капитал — способность к мобилизации коллективных действий и репрезентации интересов группы.
Правило — регулятивный принцип, подкрепленный легитимными правовыми или социальными нормами, разрешающий, предписывающий или запрещающий определенные способы действия.
Правила контроля — правила, регулирующие способы поддержания других правил.
Правила обмена — порядок взаимодействия между независимыми участниками рынка.
Права собственности — обоснованные (легитимные) притязания на распоряжение ограниченными ресурсами и извлекаемыми доходами.
Предприятие — организационная структура, образованная как единое юридическое лицо с целью ведения хозяйственной деятельности.
Принуждение — безальтернативное подчинение внешним условиям.
Принципы действия — конкретные практические императивы, на основе которых принимаются текущие хозяйственные решения.
Проблема «безбилетника» — перекладывание одними агентами на других издержек производства общественных благ.
Рациональность — последовательный отбор наилучших вариантов на пути к достижению фиксированной цели.
Розничная сеть — совокупность торговых предприятий, работающих под единой торговой маркой.
Рынок — совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большинством участников концепциями контроля.
«Серая» схема — деловая схема, связанная с организацией легальной хозяйственной деятельности с частичными нарушениями закона.
«Серый» импорт — ввоз товаров с нарушениями порядка таможенного оформления, связанными с занижением стоимости и/или количества ввозимых товаров.
Символический капитал — способность к производству мнений и манипулированию оценками.
Социальная норма — идеальная форма поведения, предписанная при выполнении определенных способов действия и подкрепляемая санкциями.
Социальная укорененность действия — встроенность действия в социальные структуры, институциональные формы, культурные и властные отношения.
Социальный капитал — совокупность социальных связей и накопленных взаимных обязательств.
Социальный навык — способность следовать установленным правилам и побуждать других к их исполнению.
Специфические активы — активы, которые наиболее эффективно могут использоваться именно в данном сегменте рынка или в данной фирме.
Стратегия — устойчивый рефлексивный выбор способов действия на пути к достижению фиксированной цели в условиях ограниченного набора ресурсов.
Стратегический альянс — соглашение между независимыми участниками рынка о совместной деятельности в течение определенного периода времени или для реализации определенного проекта.
Стратегический выбор — выбор принципов действия.
Структурная автономия — ситуация, при которой максимизировано число структурных пустот на стороне контрагентов и минимизировано число структурных пустот на своей стороне.
Структурная пустота — ситуация, при которой непосредственные контакты данного участника рынка не связаны между собой.
Структурная эквивалентность — ситуация, при которой участники рынка связаны с одними и теми же контрагентами.
Структурное подобие — ситуация, при которой участники рынка связаны с одними и теми же типами контрагентов, т.е. имеют сходную структуру связей.
- Социология рынков: к формированию нового направления
- Оглавление
- Введение
- Раздел I
- Глава 1 рынок как идеальная модель и форма хозяйства
- Общие определения
- Рынок как историческая форма интеграции хозяйства
- Рынок как продукт регулирования
- Раздел IV
- Глава 9 три ассоциации — три исследовательских проекта
- Кратко охарактеризуем реализованные проекты. Проект об издержках легализации
- Проект о новой конкурентной ситуации
- Проект о параллельном ввозе и контрафактной продукции
- Глава 2 рынок как совокупность сетей, институтов и культур
- Рынок как сети
- Рынок как институты
- Рынок как культуры
- Глава 3 конкуренция как социальный процесс
- Общее понятие и экономические модели конкуренции
- Конкуренция как социально укорененный процесс
- Раздел II
- Глава 4 структуры рынка
- Соотношение структур и институтов рынка
- Основные структурные элементы
- Характеристика деловых сетей
- Глава 5 институты рынка
- Основные институциональные элементы
- Формальные и неформальные институты
- Раздел III
- Глава 6 деловые стратегии и концепции контроля
- Групповой уровень
- Индивидуальный уровень
- Структура хозяйственной мотивации
- Деловые стратегии
- Концепции контроля
- Глава 7 институциональная динамика: возникновение новых правил
- Источники возникновения новых правил
- Механизм возникновения новых правил
- Разрыв между новыми и существующими правилами
- Отбор институтов и их эффективность
- Глава 8 институциональная динамика: подстройка новых правил
- Как происходит деформализация правил
- Как происходит формализация правил
- Глава 17 принципы экономической политики новых ассоциаций
- Вытеснение открытых рынков
- Регулирование входа на рынок западных сетей
- Поддержка отечественных сетей и защита отечественного производителя
- Таможенное регулирование
- Налоговая политика
- Преодоление административных барьеров
- Глава 11 деловые стратегии участников рынка в новой конкурентной ситуации
- Альтернативные концепции контроля
- Альтернативные деловые стратегии
- Стратегии повышения конкурентоспособности
- Раздел VI
- Глава 12 издержки деловых схем и причины легализации бизнеса
- Издержки и причины легализации
- Глава 13 параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы
- Параллельные институциональные режимы таможенного оформления
- Что происходит с реальными таможенными схемами
- Глава 14 построение новых деловых конвенций
- Могут ли участники рынка договориться между собой
- Могут ли участники рынка договориться с властями
- Глава 15 борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией
- Проблема параллельного ввоза
- Проблема контрафактной продукции
- Продаваемые на территории России;
- Не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки;
- Не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов.
- Раздел VII
- Стратегии деловых ассоциаций
- Участие в деятельности ассоциации и ее стратегический выбор
- Раздел V
- Глава 10 структурная динамика рынка в новой конкурентной ситуации
- Анализ новой конкурентной ситуации
- Вместо заключения: новая торговая революция
- Глоссарий
- Институциональный изоморфизм — заимствование способов действия более успешных участников рынка.
- Неформальная экономика — совокупность форм хозяйственной деятельности, не фиксируемой в формальных контрактах и официальной отчетности.
- Структуры — устойчивые формы связи между участниками рынка.