56. Бизнес-план: сущность, основные разделы.
Бизнес-план представляет собой документ, описывающий все основные аспекты проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, а также определяющий способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное предприятие, окупятся ли затраты сил и средств в конечном итоге.
В мировой предпринимательской практике выработана оптимальная для современного уровня экономического анализа структура бизнес-плана.
Структура бизнес-плана:
1. «Резюме». Бизнес-план начинается с конца, т.е. с резюме, в котором в очень сжатой, лаконичной форме должна быть изложена суть проекта. Объем резюме не должен превышать двух-трех страниц. В резюме обязательно и максимально убедительно должны быть изложены: все этапы проектирования, что планируете производить, чем продукт отличается от продуктов конкурентов, почему покупатели захотят покупать именно этот продукт. В заключение резюме необходимо показать ожидаемые финансовые результаты, необходимый объем инвестиций и срок их окупаемости.
2. «Продукт, услуга или технология». Какие потребности удовлетворяет продукт? В чем особенность и что отличает его от других? Какими патентами или свидетельствами защищены технологии? Прогноз цены товара, качество, дизайн, упаковка. Организация сервиса продукта, т.е. услуг покупателям (гарантийное обслуживание).
3. «Оценка рынка сбыта». Кто будет покупать товар? Где ниша на рынке? Кто, почему, сколько и когда будет готов покупать продукцию завтра и ближайшие два года? Какова будет цена товара? Здесь же необходимо дать информацию о конкурентах (цены у них, качество, условия продажи продукции).
4. «Конкуренция». Крупнейшие производители данных товаров. Как обстоят их дела с объемами продаж, доходами, с внедрением новых моделей, сервисом и рекламой? Что собой представляет продукция конкурентов? Основные ее качества, дизайн, мнение покупателей. Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Если проект не обладает конкурентоспособностью, и нет никакой возможности обогнать конкурентов, то этот бизнес-план не нужен.
5. «Стратегия маркетинга». План маркетинга включает такие пункты, как схема распространения товара; ценообразование, рентабельность, планируемая прибыль; реклама; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания клиентов; формирование общественного мнения о фирме и товарах.
6. «План производства». План производства и анализ производственной мощности, их рост год от года; план закупки сырья и материалов; репутация поставщиков. Имеется ли опыт работы с ними; с кем предполагается производственная кооперация; какое необходимо оборудование; схема производственных потоков (циклов), процесс контроля качества, оценка возможных издержек производства и их динамика на перспективу. Утилизация отходов, экология. Место расположения.
7. «Организационный план». Содержание раздела: необходимые специалисты. Какого профиля и с каким образованием. Зарплата. Подбор специалистов. Краткие биографические справки о нанятых работниках. Квалификация. Организационная схема предприятия. Координирование и контролирование деятельности.
8. «Юридический план». Форма собственности и правовой статус вашей организации. Обязательства и формы долевого участия партнеров, соучредителей.
9. «Оценка риска и страхование». Необходимо предугадать все типы рисков, какие могут быть. Определить моменты возникновения рисков. Описать меры по предотвращению рисков и минимизации потерь /23, 24/.
- Введение
- Вопросы по подготовке к междисциплинарному государственному экзамену « Экономика»
- I. Экономическая теория
- 1. Предмет и методы исследования в экономической теории.
- 2. Общественное производство. Экономические потребности и экономические ресурсы.
- 3. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Фундаментальные вопросы экономики. Граница производственных возможностей.
- 4. Экономические системы мира: критерии классификации. Транзакционные издержки как показатель эффективности экономических систем.
- 5. Собственность как экономическая категория. Реформа собственности в России.
- 6. Причины возникновения и понятие рынка. Структура и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
- 8. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 9. Предложение товаров на рынке. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 10. Эластичность спроса и предложения.
- 11. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- 12. Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.
- 13. Бухгалтерские и экономические издержки.
- 14. Рынок факторов производства (ресурсов).
- 15. Основные макроэкономические показатели.
- 16. Смешанная экономика. Экономическая роль государства.
- 17. Макроэкономическая нестабильность. Циклический характер экономического развития.
- 18. Рынок труда и заработная плата.
- 19. Экономический рост.
- 20. Причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.
- 21. Равновесие потребителя.
- 22. Производственная функция. Карта изоквант.
- 23. Функция издержек и изокосты.
- 24. Особенности ценообразования на рынке несовершенной конкуренции.
- 25. Общественные блага: содержание, спрос, предложение.
- 26. Английская классическая школа политэкономии.
- 27. Маржинализм.
- 28. Экономическая концепция к. Маркса.
- 29. Теория государственного регулирования Джона Мейнарда Кейнса.
- 30. Современный монетаризм.
- II. Экономика предприятия. Организация производства
- 31. Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели.
- 32. Производственная программа предприятия.
- 33. Производственная мощность предприятия, методики расчета.
- 34. Экономическая сущность, состав и структура оборотного капитала (фондов).
- 35. Виды цен и их классификация.
- 36. Кадры предприятия, их классификация и структура.
- 37. Сущность, структура и значение капитальных вложений.
- 38. Сущность и значение основного капитала (фондов), его состав и структура.
- 39. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износ основных фондов.
- 40. Прибыль предприятия.
- 41. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 42. Анализ финансового состояния предприятия. Система показателей платежеспособности и ликвидности предприятия, их оценка.
- 43. Маркетинговое планирование на предприятии.
- 44. Организационно-правовые формы предприятий.
- 45. Управление качеством продукции.
- 46. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
- 47. Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
- 48. Нормы труда и методика их расчета.
- 49. Диагностика банкротства, методы оценки показателей и меры финансового оздоровления.
- 50. Производительность труда и методы ее исчисления.
- 52. Организация комплексного обслуживания производства.
- 53. Организация производства на пищевом предприятии.
- 54. Экономические основы прогнозирования деятельности предприятия.
- 55. Основные этапы внутрифирменного планирования.
- 56. Бизнес-план: сущность, основные разделы.
- 57. Кредитные операции коммерческих банков для предприятий.
- 58. Наличное и безналичное обслуживание предприятий в коммерческих банках.
- 59. Обслуживание предприятий небанковскими кредитными организациями.
- 60. Формы продвижения товара на рынок.
- III. Менеджмент, управление персоналом.
- 61. Сущность и функции управления.
- 62. Понятие организационной культуры и ее виды.
- 63. Стиль работы руководителя.
- 64. Модели менеджмента и их эффективность.
- 65. Модель стратегического менеджмента.
- 66. Мотивация персонала: основные теории и применение их на практике.
- 67. Организационные структуры управления и их виды.
- 68. Сущность и принципы управления инновационными проектами.
- 69. Модели и методы принятия решений.
- 70. Концепция общих стратегий м. Портера.
- 71. Теория лидерства в управлении персоналом.
- 73. Роль и значение информации в процессе управления.
- 74. Управленческое решение. Виды управленческих решений.
- 75. Понятие «стиль» и «метод» управления.
- 77. Управление карьерой. Модели профессиональной карьеры.
- 78. Группы и их значимость. Эффективность работы группы.
- 79. Коммуникации. Виды коммуникаций.
- 80. Отбор персонала. Методы отбора.
- 81. Классификация требований к кандидату на замещение вакантной должности.
- 82. Конфликт. Варианты конфликтов.
- 83. Факторы, характеризующие условия труда.
- 84. Классификация методов управления.
- 85. Методы оценки персонала. Слабые и сильные стороны.
- 86. Особенности линейной и функциональной структур управления.
- 87. Эффективность управления.
- 88. Роль профессионального обучения в управлении персоналом современной организации, его виды.
- 89. Цели, задачи и функции управления персоналом.
- 90. Эффективность подготовки руководителя внутри организации.