75. Понятие «стиль» и «метод» управления.
Слово «стиль» - греческого происхождения, означает -«стержень для писания на восковой доске», «почерк». Стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера. Более полное определение понятия «стиль руководства» - относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Стиль - это система постоянно применяемых методов управления. Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ними в противоречие, т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы. Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные: методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды. Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер: управлять - руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий; направлять -менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу; поддерживать - менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений; делегировать полномочия - менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия /30, 36/.
76. Классификация потребностей. Известные теории.Потребность в наиболее общей форме - это ощущение индивидом необходимости чего-либо. Многообразие потребностей, их значимость в жизни общества требуют их классификации. Различаются первичные и вторичные, материальные и духовные, осознанные и неосознанные потребности. При оценке удовлетворения потребностей необходимо различать последовательность удовлетворения различных потребностей и «цену» их удовлетворения. Значимость различных потребностей для конкретных индивидов существенно варьируется. Для одних исключительно важны защищенность, уверенность в сохранении места работы, для других приоритетом является уважение окружающих, условия для самовыражения даже при угрозе потерять рабочее место. Отсюда следует, что и «цена» удовлетворения всей совокупности потребностей также является характеристикой индивидуальной.
Потребности особенно значимы, пока они удовлетворены не в полной мере. С ростом производительности труда, личных доходов возрастает значимость удовлетворения вторичных потребностей. Вклад А. Маслоу в развитие теории мотивации включает, во-первых, сведение многообразия потребностей в многоуровневую систему из пяти групп: 1) физиологические (пища, одежда, жилье); 2) безопасность и защищенность (особенно значимы в переломные периоды, при угрозе безработицы и т.д.); 3) принадлежность и причастность; 4) уважение, признание и др.; 5) самовыражение. Во-вторых, А. Маслоу первые две группы рассматривал как первичные, а остальные (высшие группы) - как вторичные потребности. По мере удовлетворения низших становится все более значимым удовлетворение высших потребностей. В-третьих, развитие человеческой личности означает развитие его творческих возможностей, поэтому высшие потребности, особенно в самовыражении, не могут быть удовлетворены в полной мере.
К. Альдерфер выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста. Эта классификация наглядно соотносится с группами потребностей теории Маслоу. Потребности существования включают физиологические потребности и потребности безопасности. Потребности связи близки к потребностям причастности и принадлежности. Потребности роста включают потребности самовыражения, а также потребности признания и самоутверждения, которые связаны с развитием уверенности, самосовершенствованием. Альдерфер считает, что удовлетворение потребностей идет не только по восходящей - от низшего уровня к высшему, но и сверху вниз. При неудовлетворении потребности высшего уровня активизируется значимость потребностей более низкого уровня.
В теории приобретенных потребностей П. Мак-Клеланда упор делается на потребности высших уровней. Мак-Клеланд выделяет потребности достижения, соучастия и властвования. Эти потребности приобретены человеком под влиянием обучения, производственного опыта, жизненных обстоятельств. Потребности достижения побуждают человека охотно принимать решения, брать ответственность за решение умеренно сложных задач, дающих ощутимый результат в сравнительно короткие сроки. Постоянное самостоятельное получение даже не выдающихся результатов мотивирует таких исполнителей много и охотно работать для: достижения целей организации /30, 34/.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- Вопросы по подготовке к междисциплинарному государственному экзамену « Экономика»
- I. Экономическая теория
- 1. Предмет и методы исследования в экономической теории.
- 2. Общественное производство. Экономические потребности и экономические ресурсы.
- 3. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Фундаментальные вопросы экономики. Граница производственных возможностей.
- 4. Экономические системы мира: критерии классификации. Транзакционные издержки как показатель эффективности экономических систем.
- 5. Собственность как экономическая категория. Реформа собственности в России.
- 6. Причины возникновения и понятие рынка. Структура и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
- 8. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 9. Предложение товаров на рынке. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 10. Эластичность спроса и предложения.
- 11. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- 12. Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.
- 13. Бухгалтерские и экономические издержки.
- 14. Рынок факторов производства (ресурсов).
- 15. Основные макроэкономические показатели.
- 16. Смешанная экономика. Экономическая роль государства.
- 17. Макроэкономическая нестабильность. Циклический характер экономического развития.
- 18. Рынок труда и заработная плата.
- 19. Экономический рост.
- 20. Причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.
- 21. Равновесие потребителя.
- 22. Производственная функция. Карта изоквант.
- 23. Функция издержек и изокосты.
- 24. Особенности ценообразования на рынке несовершенной конкуренции.
- 25. Общественные блага: содержание, спрос, предложение.
- 26. Английская классическая школа политэкономии.
- 27. Маржинализм.
- 28. Экономическая концепция к. Маркса.
- 29. Теория государственного регулирования Джона Мейнарда Кейнса.
- 30. Современный монетаризм.
- II. Экономика предприятия. Организация производства
- 31. Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели.
- 32. Производственная программа предприятия.
- 33. Производственная мощность предприятия, методики расчета.
- 34. Экономическая сущность, состав и структура оборотного капитала (фондов).
- 35. Виды цен и их классификация.
- 36. Кадры предприятия, их классификация и структура.
- 37. Сущность, структура и значение капитальных вложений.
- 38. Сущность и значение основного капитала (фондов), его состав и структура.
- 39. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износ основных фондов.
- 40. Прибыль предприятия.
- 41. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 42. Анализ финансового состояния предприятия. Система показателей платежеспособности и ликвидности предприятия, их оценка.
- 43. Маркетинговое планирование на предприятии.
- 44. Организационно-правовые формы предприятий.
- 45. Управление качеством продукции.
- 46. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
- 47. Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
- 48. Нормы труда и методика их расчета.
- 49. Диагностика банкротства, методы оценки показателей и меры финансового оздоровления.
- 50. Производительность труда и методы ее исчисления.
- 52. Организация комплексного обслуживания производства.
- 53. Организация производства на пищевом предприятии.
- 54. Экономические основы прогнозирования деятельности предприятия.
- 55. Основные этапы внутрифирменного планирования.
- 56. Бизнес-план: сущность, основные разделы.
- 57. Кредитные операции коммерческих банков для предприятий.
- 58. Наличное и безналичное обслуживание предприятий в коммерческих банках.
- 59. Обслуживание предприятий небанковскими кредитными организациями.
- 60. Формы продвижения товара на рынок.
- III. Менеджмент, управление персоналом.
- 61. Сущность и функции управления.
- 62. Понятие организационной культуры и ее виды.
- 63. Стиль работы руководителя.
- 64. Модели менеджмента и их эффективность.
- 65. Модель стратегического менеджмента.
- 66. Мотивация персонала: основные теории и применение их на практике.
- 67. Организационные структуры управления и их виды.
- 68. Сущность и принципы управления инновационными проектами.
- 69. Модели и методы принятия решений.
- 70. Концепция общих стратегий м. Портера.
- 71. Теория лидерства в управлении персоналом.
- 73. Роль и значение информации в процессе управления.
- 74. Управленческое решение. Виды управленческих решений.
- 75. Понятие «стиль» и «метод» управления.
- 77. Управление карьерой. Модели профессиональной карьеры.
- 78. Группы и их значимость. Эффективность работы группы.
- 79. Коммуникации. Виды коммуникаций.
- 80. Отбор персонала. Методы отбора.
- 81. Классификация требований к кандидату на замещение вакантной должности.
- 82. Конфликт. Варианты конфликтов.
- 83. Факторы, характеризующие условия труда.
- 84. Классификация методов управления.
- 85. Методы оценки персонала. Слабые и сильные стороны.
- 86. Особенности линейной и функциональной структур управления.
- 87. Эффективность управления.
- 88. Роль профессионального обучения в управлении персоналом современной организации, его виды.
- 89. Цели, задачи и функции управления персоналом.
- 90. Эффективность подготовки руководителя внутри организации.