logo
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГЭ по ЭКОНОМИКЕ

62. Понятие организационной культуры и ее виды.

Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.

Организационная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Организационная культура определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.

В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п.

Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают их как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Выделяют следующие основные исторические виды организационных культур:

- органическую;

- предпринимательскую;

- бюрократическую;

- партисипативную.

Для каждой из них характерны специфические управленческие формы (или их сочетания), которые обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации. В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет искать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов их участники могут апеллировать к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), к соображениям выгоды (рыночная), к установлению властей (бюрократическая), к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая) и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалогово-знаниевая) /29, 35/.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4