1.1 Истоки
Сто лет тому назад, в 1901–1902 гг., при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н. э.). По этим законам можно судить о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений уже в те далекие времена. Есть основания полагать, что на эти законы повлияли еще более древние заповеди, относящиеся к XXXIX вв. до н. э. Интересны также древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.) и труды древнекитайских мыслителей, среди которых выделяются Конфуций (551–479 гг. до н. э.) и Сюнь Цзы (III в. до н. э.). Они обосновывали мысль о том, что все люди равны и «простой народ» должен иметь возможность в равной степени с остальными пользоваться «накопленным богатством» и иметь право частной собственности на землю. Через все эти и последующие законы красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Уместно сделать вывод, что экономическая наука возникла и длительное время развивалась как наука о богатстве. Гениальные попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества и определить источники его богатства были сделаны великими греками. Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа греческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. ойкос – дом, номос – закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца. Обратимся теперь к другому греческому таланту – Аристотелю. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) был самым гениальным ученым среди античных мыслителей. Он имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристотеля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Среди его учеников был и знаменитый Александр Македонский. Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории и закономерности политической экономии. К ним можно отнести следующие положения:
– воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» (греч. хрема – имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала;
– Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. Забегая вперед, скажем, что борьба мнений по этому вопросу (соотношение роли трудовых затрат – стоимости и полезности в ценообразовании) продолжается и по сей день;
– Аристотель сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег.
Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.
Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы.
1 Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно-денежных отношений не было специальным; оно имело случайный характер.
2 Принципы организации и управления рабовладельческим хозяйством впервые в мире оформлены греческими учеными в учение под название «экономия».
3 Воззрения античных мыслителей еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения:
необходимость исследовать законы ведения хозяйства;
пути увеличения его богатства.
Анализ категорий «закон» и «богатство» с тех пор и надолго становится объектом изучения экономической науки.
На Руси «домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономи-косу», появились в XI в. В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» – это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы:
– когда и что покупать по низким ценам;
– какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать;
– покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т. п.
«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность и покинул историческую сцену.
- Вера Амосова, Галина Гукасьян, Галина Маховикова Экономическая теория
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- 1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2 Виды и модели экономических систем
- 4.2.1 Традиционная экономика
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства[2]
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики Лекция 13 Тема: цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство
- 13.1 Макроэкономика и ее проблемы
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21
- Примечания
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии