20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.
Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».
«Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.
«Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.
«Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Оценки уровня качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30–40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других, и т. д.
Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821–1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи.
Закон Энгеля (Engel's law) – это закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей степени, чем увеличивается доход. Таким образом, рост дохода приводит к снижению доли расходов потребителя на товары первой необходимости (например, основные продукты питания) и к увеличению доли расходов потребителей на предметы роскоши (например, видеокамеры, автомобили). Вывод из закона Энгеля: при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, является показателем уровня благосостояния данной группы населения.
Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. ООН рекомендует использовать показатели, которые объединены в 12 групп.
1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
Санитарно-гигиенические условия жизни.
Потребление продовольственных товаров.
Жилищные условия.
Образование и культура.
Условия труда и занятость.
Доходы и расходы населения.
Стоимость жизни и потребительские цены.
Транспортные цены.
Организация отдыха.
Социальное обеспечение.
Свобода человека.
Для международного сопоставления уровня жизни в разных странах используется производство национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения. По сравнению с показателем «уровень жизни» более сложным является показатель качества жизни. Он включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Этот показатель измеряется с помощью «чистого экономического благосостояния», о котором рассказывалось в предыдущих лекциях. Для его измерения используется следующая формула:
Для более точной оценки благосостояния общества ООН рекомендует использовать «индекс человеческого развития», для чего определяются 3 компонента.
Здоровье: продолжительность жизни человека.
Культурный уровень: число лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше.
Общие ресурсы потребления и накопления в стране: валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения.
- Вера Амосова, Галина Гукасьян, Галина Маховикова Экономическая теория
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- 1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2 Виды и модели экономических систем
- 4.2.1 Традиционная экономика
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства[2]
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики Лекция 13 Тема: цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство
- 13.1 Макроэкономика и ее проблемы
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21
- Примечания
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии