14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
Экономический рост (англ. economic growth) – центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.
В экономической литературе отсутствует единый подход к определению этого понятия.
Одни экономисты (Макконнелл, Брю) считают, что экономический рост можно исчислить двумя способами: 1) либо подсчитав общий рост валового национального продукта (или чистого национального продукта); 2) либо – рост этих показателей на душу населения.
Другие экономисты (в большинстве случаев – отечественные) полагают, что экономический рост – это не только количественное, но и качественное совершенствование продукта и факторов производства.
Различают три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный).
Экстенсивный рост – это увеличение национального продукта за счет привлечения дополнительных факторов производства.
Так, например, увеличение объема производства зерна в конце 50-х гг. в СССР осуществлялось за счет освоения целинных и залежных земель Казахстана.
Интенсивный рост – это увеличение национального продукта за счет совершенствования техники и технологии.
В реальной жизни не существует либо того, либо другого типа роста. Они переплетены и представлены смешанным типом.
Смешанный (реальный) рост – это увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии.
Экономический рост измеряется годовыми темпами роста в процентах. В качестве объекта роста может рассматриваться либо валовой национальный продукт (ВНП), либо чистый национальный продукт (ЧНП).
где ВНП1 – национальный продукт отчетного года; ВНП0 – национальный продукт базисного года.
где ЧНП1 – чистый национальный продукт отчетного года; ЧНП0 – чистый национальный продукт базисного года.
Дискутируется вопрос о том, какие темпы выгоднее. Возможны варианты: а) высокие темпы, б) нулевые темпы, в) отрицательные темпы, г) оптимальные темпы.
На первый взгляд кажется, что выгоднее иметь высокие темпы. Но при этом следует учитывать, во-первых, качество продукции: так, высокие темпы производства взрывающихся телевизоров – это плохо. Во-вторых, важна структура прироста продукции: при неоправданно большом удельном весе в приросте военной продукции и низком – предметов потребления жизненный уровень населения снижается – это тоже плохо.
В свою очередь, нулевые темпы экономического роста не всегда имеют негативный характер. Так, если они снижают материалоемкость и этим приводят к экономии затрат на факторы производства, – это не плохо. Полезен нулевой рост и в расходах на милитаризацию, если она не оправдана политической обстановкой.
Отрицательные темпы – свидетельство кризиса национальной экономики. Они характерны для России 60-90-х гг. Кризис российской экономики объясняется совокупностью причин: нерациональной структурой экономики с большим удельным весом средств производства и военной продукции, низкой фондоотдачей, развалом хозяйственных связей между республиками бывшего СССР, трудностями перехода к рыночной экономике и др.
Оптимальные темпы не могут быть ни слишком высокими, ни слишком низкими. Они должны быть такими, чтобы обеспечить макроэкономическое равновесие.
ВНП или ЧНП, рассчитанные в сопоставимых ценах, отражают реальный экономический рост, а рассчитанные в текущих ценах – номинальный экономический рост. Различают потенциальный и действительный экономический рост. Под потенциальным экономическим ростом понимается ВНП (ЧНП), который может быть произведен при: а) доступной технологии; б) максимально возможном использовании работников; в) эффективном применении средств производства.
Действительный экономический рост – это фактически достигнутый рост.
Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшими из которых являются: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения.
К факторам предложения относятся:
• количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и т. д.): чем лучше природные условия, тем больше у страны возможностей для экономического роста;
• количество и качество трудоспособного населения: зависимость и в этом случае прямая;
• наличие основного капитала;
• уровень технологии, применяемой для производства продукции.
К факторам спроса относятся такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию и этим стимулируют ее рост.
Это: 1) заработная плата: чем она выше, тем выше спрос; 2) фискальная политика государства: чем выше налоги, тем ниже заработная плата, следовательно, – ниже спрос и экономический рост; 3) склонность населения к сбережению тоже снижает реальный спрос, а значит – экономический рост.
Фактор распределения: ресурсы должны быть распределены наилучшим для прироста продукции (экономического роста) образом.
В зависимости от факторов роста строятся модели экономического роста: их две – многофакторная и двухфакторная.
Многофакторная модель предполагает воздействие на рост всех перечисленных факторов. Общее представление о взаимодействии всех этих факторов дает кривая производственных возможностей. Она показывает, как разное сочетание факторов воздействует на количество вариантов производимой продукции. Усиление любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов и технический прогресс) смещает кривую производственных возможностей вправо (рис. 14.5).
Двухфакторная модель включает только труд и капитал. По данным американского экономиста Денисона, 2/3 прироста продукта осуществляется за счет роста производительности труда (капитала), 1/3 – за счет увеличения трудозатрат (труд).
Возможны два варианта построения двухфакторной модели: в первой НТП не учитывается, во второй – учитывается.
Если НТП отсутствует, то постепенно накопление капитала приведет к снижению конечной продуктивности и к замедлению экономического роста. В условиях использования НТП капитал и труд становятся более продуктивными – НТП вызывает рост инвестиций. Инвестиции могут по-разному воздействовать на экономический рост. Одни из них ведут к экономии затрат труда и к росту затрат в капитал. Их называют трудосберегающими. Другие инвестиции сокращают приложение капитала в большей степени, чем труда. Их называют капиталосберегающими. При равной экономии труда и капитала инвестиции называются нейтральными. Детализация зависимости различных факторов содержится в моделях Домара, Харрода, Солоу.
Модель экономического роста Домара исследует двойственную роль инвестиций в расширении совокупного спроса и в увеличении производственных мощностей совокупного предложения (потенциальный валовой национальный продукт) во времени. Домар поставил вопрос: если инвестиции увеличивают производственные мощности, а также создают дополнительные доходы, то как должны расти инвестиции, чтобы темп прироста дохода равнялся темпу прироста мощностей? Чтобы ответить на этот вопрос, Домар составил уравнение, в одной части которого был темп прироста производственных мощностей, а в другой – темп прироста дохода:
– темп прироста капиталовложений; а – доля сбережений
в национальном доходе; b – средняя производительность инвестиций.
Модель экономического роста Харрода исследует траекторию роста экономики. В ней увязываются темп роста национального дохода в предшествующий период с заданным периодом времени на будущее. Он различает действительный и гарантированный темпы дохода. Если действительный темп роста больше (или, наоборот, меньше) гарантированного, то доход будет расти быстрее (или медленнее), чем это необходимо для поддержания равновесия, вызывая накапливающиеся отклонения от равновесной траектории: c х g = s, где с – объем накопления, деленный на прирост национального дохода
y – совокупный общественный продукт; s – норма сбережений, т. е. доля сбережений в национальном доходе.
Модель экономического роста Солоу исследует роль технического прогресса в процессе экономического роста. В модели Солоу в отличие от моделей Харрода и Домара используется производственная функция, в которой выпуск является функцией не только капитала, но и труда. При этом производственная функция отражает убывающую отдачу: если капитал возрастает по отношению к труду, вызванные этим приросты выпуска становятся все меньше. Значит, для поддержания экономического роста требуется не только «расширение капитала» но и «углубление капитала», т. е. новые технологические средства, процессы и методы производства. Именно они играют решающую роль в противодействии убывающей отдаче капитала при увеличении его запаса.
В заключение обратим внимание на цели и следствия экономического роста.
Целью экономического роста является повышение материального благосостояния населения, которое достигается благодаря увеличению среднедушевых доходов населения, улучшению качества и росту объема выпускаемых товаров и услуг, увеличению свободного времени. Справедливости ради следует отметить, что экономический рост связан с рядом негативных последствий:
• ведет к загрязнению окружающей среды;
• порождает у некоторой части населения беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне;
• подчас вступает в противоречие с определенными человеческими ценностями.
«Экономический рост» – понятие более узкое, чем понятие «экономическое развитие». Последнее включает в себя как периоды роста, так и периоды спада. Экономический рост является лишь одной (положительной) составляющей экономического развития. Если экономический рост означает увеличение количества производимой продукции, то экономическое развитие предполагает, кроме этого, изменения и в техническом, и в институциональном состоянии общества.
- Вера Амосова, Галина Гукасьян, Галина Маховикова Экономическая теория
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- 1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2 Виды и модели экономических систем
- 4.2.1 Традиционная экономика
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства[2]
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики Лекция 13 Тема: цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство
- 13.1 Макроэкономика и ее проблемы
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21
- Примечания
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии