Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
Задача 1.Рис.1 изображает кривую производственных возможностей экономики. Она включает в себя производство двух товаров: кинокамер и наручных часов.
кинокамеры
80
60
40
20
наручные часы
100 200 300 400
Рис.1 Кривая производственных возможностей.
Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
а) 60 кинокамер и 200 часов; б) 60 часов и 70 кинокамер; в) 300 часов и 35 кинокамер; г) 300 часов и 40 кинокамер;
д) 58 часов и 250 кинокамер
Решение: Вариант производства будет эффективным, если комбинация двух продуктов лежит на кривой производственных возможностей, что означает производство при полном использовании ограниченных ресурсов. Вариант производства будет неэффективным, если ресурсы используются не полностью. В этом случае точка, соответствующая комбинации двух продуктов будет находиться внутри кривой производственных возможностей. Вариант производства будет невозможен, если имеющихся ресурсов будет недостаточно для производства данной комбинации продуктов. В этом случае точка с соответствующими параметрами будет лежать за пределами кривой производственных возможностей.
кинокамеры
200 Д
80
60 Б A
Г
20 В
100 200 300 400 наручные часы
Находим вариант а). Ему соответствуют параметры: 60 кинокамер и 200 часов. Точка с соответствующими координатами лежит на кривой производственных возможностей (A). Следовательно, производство продуктов в данной комбинации эффективно. В варианте б) 60 часов и 80 кинокамер соответствуют точке внутри кривой производственных возможностей (Б). Производство данной комбинации неэффективно. Производство 200 часов и 35 кинокамер (В) также неэффективно и соответствует точке внутри кривой производственных возможностей (В). Вариант г) предполагает производство 300 часов и 40 кинокамер. Данная комбинация лежит на кривой производственных возможностей (Г) и является эффективной. Последняя комбинация (д) является невозможной, так как соответствующая ей точка лежит далеко за пределами линии производственных возможностей (Д).
Задача 2. Максимально возможный выпуск молока, равен 200 тыс.т.., пшеницы – 300 тыс.т. Кривая производственных возможностей представляет отрезок прямой.
Найдите: а. Вмененные издержки производства молока и пшеницы
б. Максимально возможный выпуск пшеницы при производстве 50 тыс. т. молока.
Решение.
А) вмененные издержки молока равны 300/200 = 1,5
Вмененные издержки пшеницы равны 200/300 = 2/3
Б) Чтобы увеличить производство молока на 1 тыс.т. надо сократить производство пшеницы на 1,5 тыс.т., а чтобы увеличить производства молока на 50 тыс.т. надо сократить производство на х. Решаем пропорцию и находим х.
Х = 50 х 1,5 \ 1 = 75. производство пшеницы надо сократить на 75 тыс.т. Следовательно, максимально возможный выпуск пшеницы при производстве 50 тыс.т. будет равен 300 – 75 = 225 тыс.т.
Тема: Основы теории микроэкономики.
Задача 1. Восстановите данные таблицы.
Q | FC | AFC | VC | AVC | TC | ATC | MC | P | TR | Пр. |
0 |
|
|
|
|
|
|
| 40 |
|
|
1 |
|
|
|
|
| 41 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
| 18 |
|
|
|
3 |
|
|
| 16 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
| 20 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 105 |
6 |
|
| 99 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
| 3 |
| 20 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
| 240 |
|
|
|
|
|
В ходе решения задачи учащиеся закрепляют понятия и формулы затрат:
FC (постоянные) = ТС – VС;
AFC (средние постоянные) = FC/Q;
VC (переменные) = TC – FC;
AVC (средние переменные)= VC/Q;
TC (общие)= FC + VC = TC предыдущие + MC;
AC (средние)= TC/Q;
MC (предельные)= TC последующие – TC предыдущие;
TR(общий доход) = P x Q
Прибыль = TR – TC.
Решение задачи:
Q | FC | AFC | VC | AVC | TC | ATC | MC | P | TR | Пр. |
0 | 21 | - | 0 | - | 21 | - | - | 40 | 0 | - 21 |
1 | 21 | 21 | 20 | 20 | 41 | 41 | 20 | 40 | 40 | - 1 |
2 | 21 | 10,5 | 38 | 19 | 59 | 29,5 | 18 | 40 | 80 | 21 |
3 | 21 | 7 | 48 | 16 | 69 | 23 | 10 | 40 | 120 | 51 |
4 | 21 | 5,25 | 59 | 14,75 | 80 | 20 | 11 | 40 | 160 | 80 |
5 | 21 | 4,2 | 74 | 14,8 | 95 | 19 | 15 | 40 | 200 | 105 |
6 | 21 | 3,5 | 99 | 16,5 | 120 | 20 | 25 | 40 | 240 | 120 |
7 | 21 | 3 | 140 | 20 | 161 | 23 | 41 | 40 | 280 | 119 |
8 | 21 | 2,6 | 219 | 27,4 | 240 | 30 | 79 | 40 | 320 | 80 |
- 1. Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2. Зарождение и эволюция экономической мысли. Современные направления развития экономической теории.
- 3. Предмет экономической теории, её функции. Структура курса экономической теории.
- 4. Методы экономической науки.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- 1. Понятие экономической системы общества.
- 2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- 3. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика.
- 4. Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности.
- 5. Реформирование отношений собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
- 6. Понятие рынка. Условия возникновения и причины существования рынка. Функции рынка.
- 7. Рынок и конкуренция.
- 8. Преимущество и несовершенство (фиаско) рынка. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма.
- 9. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель. Основные черты белорусской экономической модели.
- Тема 2. Основы теории микроэкономики.
- 2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Эластичность спроса и предложения.
- 5. Понятие производства. Факторы производства.
- 6. Понятие и классификация издержек.
- 7. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика.
- Доход и прибыль фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Задание 3. Определите факторы, которые определяют спрос на компьютеры.
- Задание 6. Определите факторы, которые определяют спрос на пиво.
- Задание 9. Определите факторы, которые определяют спрос на картофель.
- Задание 12. Определите факторы, которые влияют на предложение картофеля.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- 2. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике.
- 3. Основные макроэкономические показатели.
- 5. Понятие совокупного спроса и его факторы.
- 6. Понятие совокупного предложения и его факторы.
- 7. Макроэкономическое равновесие.
- Тема 4. Бюджетно-налоговая политика.
- Роль государства в рыночной экономике.
- 2. Защита конкуренции.
- 5. Регулирование случаев ассиметричной информации.
- 8. Обеспечение денежного обращения.
- 2. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 4. Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
- 5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.
- 2. Банки и их виды, основные операции банков.
- 3. Создание коммерческими банками дополнительных денег. Денежный мультипликатор.
- Функции и роль кредита в рыночной экономике.
- 5. Монетарная политика государства.
- 6. Инфляция. Сущность, причины, виды инфляции. Измерение инфляции. Индекс цен.
- 7. Типы инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек). Социально- экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 8. Занятость и безработица. Типы безработицы.
- 9. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- 3. Проблема неравенства в распределении доходов.
- 4.Система и механизмы социальной защиты населения. Обеспечение социальной справедливости.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 7.
- Задача 11.
- Задача 12.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.