57. Кредитные операции коммерческих банков для предприятий.
В широком смысле слова (и с юридической, и с экономической точек зрения) кредит - это сделка, договор, между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде. Один из партнеров (ссудодатель, кредитор) предоставляет другому (ссудополучателю, заемщику) деньги (иногда имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента.
Сущность и содержание кредита проявляются в его четырех основных функциях: перераспределительной, воспроизводственной, замещения наличных денег кредитными орудиями обращения и стимулирующей.
Принципами кредитования являются: возвратность, срочность, обеспеченность ссуд, целевое использование, платность (возмездность). В современных условиях известны следующие формы кредита: прямой, банковский, коммерческий, государственный, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.
Коммерческий кредит означает, что один товаропроизводитель продает другому свою готовую продукцию с отсрочкой платежа. Атрибутом коммерческого кредита выступает вексель.
Товарные формы кредита - это аренда (лизинг), потребительский кредит, международный кредит.
Денежная форма кредита представлена банковским, межбанковским, международным, межхозяйственным, государственным, потребительским кредитами.
Банковский кредит является основным видом кредита в денежной форме.
Ломбардный кредит - это кредит под залог ценных бумаг.
Вексельный кредит - ссуды под обеспечение векселями. Они делятся на два вида: учет векселей и ссуды под их залог.
Учет векселей - это покупка их банком, в результате чего они полностью переходят в его распоряжение, а вместе с ними и право требования платежа от векселедержателей.
Ссуды под залог векселей отличаются от учета векселей тем, что собственность на вексель банку не переуступается, вексель только закладывается векселедержателем на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды: при этом ссуда выдается не в пределах полной суммы векселя, а только на 60-90% его номинальной стоимости.
Кредит овердрафт носит многоцелевой краткосрочный характер. Он предоставляется в случае разрыва в платежном обороте клиенту, когда его текущие финансовые потребности превышают собственные ресурсы.
Долгосрочный кредит - это предоставление инвесторам средств на инвестиционные нужды в форме долгосрочного кредита. Он в большей степени отвечает принципам работы в условиях рынка, чем финансирование капитальных вложений из других источников.
Коммерческие банки выдают заемщикам кредиты в следующих формах:
- разовые кредиты;
- в форме открытия клиенту кредитной линии.
В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты, предоставляемые предприятиям всех отраслей хозяйства, т.е. хозяйствующим субъектам, могут быть двух видов:
- ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов;
- кредиты, участвующие в формировании оборотных фондов.
Как правило, кредиты, формирующие оборотные фонды, являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, относятся к средне- и долгосрочным кредитам /25, 26/.
- Введение
- Вопросы по подготовке к междисциплинарному государственному экзамену « Экономика»
- I. Экономическая теория
- 1. Предмет и методы исследования в экономической теории.
- 2. Общественное производство. Экономические потребности и экономические ресурсы.
- 3. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Фундаментальные вопросы экономики. Граница производственных возможностей.
- 4. Экономические системы мира: критерии классификации. Транзакционные издержки как показатель эффективности экономических систем.
- 5. Собственность как экономическая категория. Реформа собственности в России.
- 6. Причины возникновения и понятие рынка. Структура и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства. Достоинства и недостатки рыночной экономики.
- 8. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 9. Предложение товаров на рынке. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 10. Эластичность спроса и предложения.
- 11. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- 12. Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.
- 13. Бухгалтерские и экономические издержки.
- 14. Рынок факторов производства (ресурсов).
- 15. Основные макроэкономические показатели.
- 16. Смешанная экономика. Экономическая роль государства.
- 17. Макроэкономическая нестабильность. Циклический характер экономического развития.
- 18. Рынок труда и заработная плата.
- 19. Экономический рост.
- 20. Причины, виды и социально-экономические последствия инфляции.
- 21. Равновесие потребителя.
- 22. Производственная функция. Карта изоквант.
- 23. Функция издержек и изокосты.
- 24. Особенности ценообразования на рынке несовершенной конкуренции.
- 25. Общественные блага: содержание, спрос, предложение.
- 26. Английская классическая школа политэкономии.
- 27. Маржинализм.
- 28. Экономическая концепция к. Маркса.
- 29. Теория государственного регулирования Джона Мейнарда Кейнса.
- 30. Современный монетаризм.
- II. Экономика предприятия. Организация производства
- 31. Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели.
- 32. Производственная программа предприятия.
- 33. Производственная мощность предприятия, методики расчета.
- 34. Экономическая сущность, состав и структура оборотного капитала (фондов).
- 35. Виды цен и их классификация.
- 36. Кадры предприятия, их классификация и структура.
- 37. Сущность, структура и значение капитальных вложений.
- 38. Сущность и значение основного капитала (фондов), его состав и структура.
- 39. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износ основных фондов.
- 40. Прибыль предприятия.
- 41. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 42. Анализ финансового состояния предприятия. Система показателей платежеспособности и ликвидности предприятия, их оценка.
- 43. Маркетинговое планирование на предприятии.
- 44. Организационно-правовые формы предприятий.
- 45. Управление качеством продукции.
- 46. Формы и системы оплаты труда на предприятии.
- 47. Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
- 48. Нормы труда и методика их расчета.
- 49. Диагностика банкротства, методы оценки показателей и меры финансового оздоровления.
- 50. Производительность труда и методы ее исчисления.
- 52. Организация комплексного обслуживания производства.
- 53. Организация производства на пищевом предприятии.
- 54. Экономические основы прогнозирования деятельности предприятия.
- 55. Основные этапы внутрифирменного планирования.
- 56. Бизнес-план: сущность, основные разделы.
- 57. Кредитные операции коммерческих банков для предприятий.
- 58. Наличное и безналичное обслуживание предприятий в коммерческих банках.
- 59. Обслуживание предприятий небанковскими кредитными организациями.
- 60. Формы продвижения товара на рынок.
- III. Менеджмент, управление персоналом.
- 61. Сущность и функции управления.
- 62. Понятие организационной культуры и ее виды.
- 63. Стиль работы руководителя.
- 64. Модели менеджмента и их эффективность.
- 65. Модель стратегического менеджмента.
- 66. Мотивация персонала: основные теории и применение их на практике.
- 67. Организационные структуры управления и их виды.
- 68. Сущность и принципы управления инновационными проектами.
- 69. Модели и методы принятия решений.
- 70. Концепция общих стратегий м. Портера.
- 71. Теория лидерства в управлении персоналом.
- 73. Роль и значение информации в процессе управления.
- 74. Управленческое решение. Виды управленческих решений.
- 75. Понятие «стиль» и «метод» управления.
- 77. Управление карьерой. Модели профессиональной карьеры.
- 78. Группы и их значимость. Эффективность работы группы.
- 79. Коммуникации. Виды коммуникаций.
- 80. Отбор персонала. Методы отбора.
- 81. Классификация требований к кандидату на замещение вакантной должности.
- 82. Конфликт. Варианты конфликтов.
- 83. Факторы, характеризующие условия труда.
- 84. Классификация методов управления.
- 85. Методы оценки персонала. Слабые и сильные стороны.
- 86. Особенности линейной и функциональной структур управления.
- 87. Эффективность управления.
- 88. Роль профессионального обучения в управлении персоналом современной организации, его виды.
- 89. Цели, задачи и функции управления персоналом.
- 90. Эффективность подготовки руководителя внутри организации.