logo search
Белокрылова О

2. Сущность и направления аграрной реформы в России

Углубляющийся аграрный кризис в России не является результатом только становления рыночных отношений в аграрной сфере. Падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных коллективных хозяйствах, их тяжелое финансовое положение - результат 60-летнего господства неэффективного в сельском хозяйстве крупного производства, держащегося лишь на массированной финансовой поддержке государства. Следует учесть, однако, что падение производства сельскохозяйственной продукции в крупных хозяйствах компенсировалось его ростом в личных подсобных хозяйствах, где сейчас производится 44% валовой сельскохозяйственной продукции (в начале 80-х годов - 1/3)120.

Современная аграрная реформа в России, начатая, как и другие направления рыночных преобразований, с 1991 г., традиционно для России планировалась и осуществлялась, как столыпинская и другие реформы, сверху. Основными ее направлениями являются:

По Конституции РФ земля является достоянием народа, проживающего на данной территории. От имени народа распоряжаются землей районные администрации.

Этапы земельной реформы в России:

  1. 1991 г. - выделение из земель колхозов и совхозов земель сельских населенных пунктов - в Ростовской области по нормам: до 1 га приусадебных участков и до 4 га пастбищ для скота на 1 крестьянский двор, - в целом 865 тыс. га в области.

  2. 1992 г. - создание фонда перераспределения земель за счет 10% изъятых у колхозов и совхозов неэффективно используемых земель (233 тыс. га в Ростовской области).

  3. 1992 - 1993 гг. - приватизация земель коллективами колхозов и совхозов по среднерайонной норме и формирование нового фонда перераспределения земель за счет земель, превышающих бесплатно приватизированные (соответственно 5,93 млн. га по России и 386,2 тыс. га в Ростовской области).

  4. 1993 -1994 гг. - введение указа Президента “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, разрешившим аренду земельных долей в составе коллективных хозяйств другим землепользователям без согласия других собственников.

  5. 1993 -1996 гг. - введение “Положения о реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области”.

  6. март 1996 г. - введение указа Президента РФ “О реализации конституционных прав граждан на землю».

Осуществление земельной реформы создало новую социально-экономическую структуру землевладения и землепользования, которая на примере Ростовской области представлена в таблице 8.

Таблица 10.

Социально-экономическая структура землепользования на 1.01.1998г. 121

Ростовская область

Россия

Наименование землепользователей

Сельскохозяйственные угодья, тыс. га

в % к общей площади

Сельскохозяйственные угодья,

тыс. га

Крестьянские хозяйства

673

7.7

12200

Ассоциации крестьянских хозяйств

114.6

1.3

Коллективы граждан по садоводству и огородничеству

31.8

0.4

1922.1

Госсельхозпредприятия

1997

23.3

66600

Колхозы

1694.9

19.8

АО, ООО и другие негосударственные сельскохозяйственные предприятия

3225.8

37.6

108000

Прочие предприятия

275.7

3.2

Земли сельских населенных пунктов

428.9

5.0

6354

Фонд перераспределения

386.2

16000

Прочие земли

261.9

3.1

Второе направление аграрной реформы - реорганизация колхозов и совхозов в основном в партнерства. Если для крупных промышленных предприятий создание партнерств в процессе приватизации было запрещено, то приватизация земли и имущества в агросфере осуществлялась в направлении создания предприятий с собственностью занятых.

Особые условия определены законодательством для реорганизации специализированных совхозов (рисо-, плодо-, овоще-, животноводческих). Они заключаются в том, что хотя земли и имущество, обеспечивающие производство данных видов продукции, составляют долевую собственность работников и пенсионеров, но выделу при выходе из хозяйства в натуре не подлежат.

Приватизация предприятий 3 сферы АПК практически завершена. Она осуществлялась через открытое акционирование, в основном с приобретением коллективами этих предприятий 51% акций. 10% акций резервировались для продажи фермерам данной зоны, а остальные по закрытой квотной подписке были куплены реорганизованными колхозами и совхозами зоны. Такой вариант приватизации обеспечил монопольное положение переработчиков по отношению к производителям сельскохозяйственного сырья.