6. Государственная политика на рынке труда
Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Когда безработица превышает естественный уровень, что свидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого осуществляется по двум основным направлениям. Первое направление - регулирование уровня и продолжительности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы снизить безработицу до естественного уровня, но методами, нейтральными по отношению к инфляции. В противном случае экономика окажется в состоянии стагфляции. Допустимы такие меры воздействия, как организация работы бирж труда, совершенствование информации о вакансиях и т. п. Хорошие результаты дают также целевые программы как регионального, так и социального характера.
Второе направление - социальная защита безработных. Социальная политика дает реальный результат, если строится на основе реальных возможностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Направления государственного регулирования рынка труда:
программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе,
программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы,
программы содействия найму рабочей силы,
правительственные программы по социальному страхованию от безработицы.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Государственные меры борьбы с безработицей:
- создание федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения,
- поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России,
- досрочный выход на пенсию - широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода,
- расширение программ переподготовки,
- социальная помощь безработным через пособия по безработице.
Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости является содействие реструктурированию российской экономики в направлении общецивилизационных тенденций, одной из которых является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занятости. Поэтому расширение позиций сферы услуг в хозяйстве России нельзя рассматривать как временное явление, связанное с кризисным сокращением материального производства. Этот сдвиг - результат действия глубинных объективных причин. С одной стороны, с началом рыночных реформ и в ходе их реализации сформировались и возрастают потребности хозяйства в тех видах деятельности, которые опосредуют рыночные отношения. С другой стороны, хозяйство располагает ресурсами, необходимыми для реализации этой потребности. Сравнительно безболезненно решается проблема рабочей силы для новых отраслей услуг за счет ее оттока из сокращающихся секторов, прежде всего из военно-промышленного комплекса, а также за счет немалых размеров скрытой безработицы во многих других отраслях хозяйства. Народившийся рынок рабочей силы обеспечивает довольно быстрое ее перераспределение в отрасли услуг. Сфера услуг получает, таким образом, основной ресурс, поскольку многие ее отрасли отличаются высокой трудоемкостью, одновременно смягчается угроза безработицы. Сравнительно легче, чем в материальном производстве, решается в сфере услуг и проблема инвестиций.
Второй сферой государственных приоритетов является мелкий и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение острейших для России проблем безработицы и социальной устойчивости общества за счет поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других сфер, и в результате формирования социального слоя мелких собственников. Тем самым государство должно обеспечивать ускоренное формирование институциональной основы мелкого бизнеса как рассасывающей образующуюся вследствие реструктуризации безработицу сферы. За короткий срок число мелких и средних предприятий превысило 900 тыс., на них занято на постоянной основе 8,5 млн. человек и еще большее число работников получают здесь дополнительную работу. Уже сейчас этот сектор хозяйства отличается сравнительно высокой эффективностью: в 1999 г. на его долю приходилось 1,2% ВВП.
Реализаци намеченных Программой занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы мероприятий Департаментом Федеральной государственной службой занятости по Ростовской области позволяет прогнозировать следующие тенденции на рынке труда.
Таблица 9.
Прогноз рынка труда Ростовской области на период до 2003 года (тыс. чел.)83
Показатели | 1998 отчет | 1999 отчет | 2000 оценка | 2001 прогноз | 2002 прогноз | 2003 прогноз | |
Спрос на рабочую силу | |||||||
Совокупный спрос на рабочую силу | 309,9 | 387,2 | 393,9 | 351,5 | 347,7 | 355,0 | |
- вакансии на конец года | 10,9 | 23,4 | 32,8 | 29,1 | 29,9 | 31,6 | |
Предложение рабочей силы | |||||||
Предложение рабочей силы в течение периода, всего | 453,2 | 477,6 | 473,1 | 474,4 | 474,6 | 473,6 | |
в т.ч. пополнение из сферы занятости: |
|
|
|
|
|
| |
- высвобожденные работники | 46,8 | 31,0 | 18,5 | 15,5 | 14,3 | 13,5 | |
- мигранты в экономически активном возрасте | 8,7 | 14,7 | 12,9 | 12,1 | 12,0 | 11,9 | |
- военнослужащие, уволенные по сокращению из Вооруженных Сил РФ | 4,4 | 2,9 | 3,1 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |
Лицами, находившимися за пределами сферы занятости: |
|
|
|
|
|
| |
- молодежь, не продолжающая дальнейшую работу и не приступившая к работе | 38,5 | 33,7 | 34,7 | 33,0 | 33,9 | 33,8 | |
- незанятое население, желающее возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва | 156,8 | 165,1 | 167,5 | 168,2 | 168,9 | 169,3 | |
- прочие (вторичная занятость; пенсионеры по возрасту, желающие работать; учащиеся всех уровней образования, желающие работать в свободное от учебы время) | 68,5 | 103,8 | 106,9 | 108,0 | 110,1 | 109,9 | |
Распределение рабочей силы | |||||||
Будут искать работу | 453,2 | 477,6 | 473,1 | 474,4 | 474,6 | 473,6 | |
в т.ч. при содействии службы занятости | 133,2 | 140,7 | 165,0 | 165,5 | 166,2 | 167,3 | |
Найдут работу | 299,0 | 363,8 | 361,1 | 322,4 | 317,8 | 323,4 | |
в т.ч. при содействии службы занятости | 100,8 | 126,9 | 136,4 | 136,4 | 137,0 | 137,5 | |
Численность безработных по методологии МОТ | 309,0 | 340,0 | 333,2 | 329,1 | 327,1 | 325,0 | |
из них зарегистрированы в службе занятости | 26,0 | 14,0 | 13,0 | 14,0 | 14,3 | 14,4 | |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости в течение года | 48,8 | 42,0 | 45,5 | 48,7 | 50,2 | 51,3 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Методические указания по изучению рынка труда и заработной платы в курсе «Микроэкономики». Ростов-на-Дону, 1996.
2.Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда: теория и практика в переходной экономике. Ростов-на-Дону,1998.
3.Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996. Гл.13. Пар.4.
4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. Гл.10.
5.Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 1997. Раздел 6.2-6.4.
6.Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров.,1994. Гл.4, пар.2. Гл.24, пар.7.
7.Экономика переходного периода /Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. МГУ, 1995.Гл.6. Пар.3.
8.Федеральный закон «О занятости населения в РФ» с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ. М., 1996
9.Федеральная миграционная программа содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы // Российская газета. 1997. 27 ноября.
10.Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы // Российская газета. 1996. 5 июня
11.Гимпельсон В., Горбачева Т. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики . 1997. №2.
12.Заславский И. К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики. 1997. № 2.
13.Катульский Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. № 2. 1997.
14.Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учебное пособие для высш.учеб. заведений. М.: Прогресс. 1995.
15.Рынок наемного труда: социально-психологические особенности, демографические проблемы. Ростов: Пегас, 1994.
16.Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. М.,1997.
17.Саруханов Г. Управление занятостью населения: учебное пособие. СПб., 1993.
18.Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал. 1996. №11-12.
19.Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики. . 1997. №2.
- Введение
- Раздел 1. Общие основы теории переходной экономики тема 1. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы
- 1. Теория переходной экономики: источники, элементы, место в экономической теории
- 2. Закономерности и этапы переходной экономики
- 3. Цель и задачи переходной экономики
- 4. Основные черты и противоречия экономики переходного периода
- 5. История реформирования в России
- Тема 2. Отношения собственности и их трансформация в переходной экономике
- 1.Структура форм собственности в переходной экономике.
- 2.Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике
- 3.Перспективы развития частной, государственной, переходных и корпоративных форм собственности.
- Введение
- 1. Структура форм собственности в переходной экономике
- 2. Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике
- 3. Перспективы развития частной, государственной, переходных и корпоративных форм собственности
- 4. Динамики постприватизационной структуры акционерного капитала
- Тема 3. Предпринимательство и его организационно-правовые формы в России
- Введение
- 1. Современные теории предпринимательства
- 2. Функции и характеристики предпринимательства
- 3. Риск в предпринимательской деятельности
- 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф
- Раздел 2. Микроэкономические проблемы переходной экономики
- Тема 4. Становление рынка в рф: микроэкономическая теория и практика ее реализации
- 1. Рынок, его структура, механизм функционирования и особенности становления в рф.
- 2. Специфика закона спроса в переходной экономике.
- 3. Формирование предложения и равновесной цены в переходной экономике.
- 1. Рынок, его структура, механизм функционирования и особенности становления в рф
- 2. Специфика закона спроса в переходной экономике
- 3. Формирование предложения и равновесной цены в переходной экономике
- Тема 5. Концепция и направления формирования предприятий в переходной экономике России
- 1.Необходимость реформирования предприятий.
- 2. Направления реструктуризации.
- 1. Необходимость реформирования предприятий
- 2. Направления реструктуризации
- 3. Внутренняя реструктуризация
- Тема 6. Рынок труда и особенности его становления в переходной экономике.
- Введение
- 1. Простая неоклассическая модель спроса на труд
- 1.Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
- 2.Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
- 2. Предложение труда: принятие решения о занятости
- 3. Рынки труда с несовершенной конкуренцией
- 4. Особенности рынка труда в переходной экономике.
- 5. Формирование институтов рынка труда в переходной экономике: проблемы и противоречия
- 6. Государственная политика на рынке труда
- Тема 7. Рынок капитала и инвестиционные решения в переходной экономике
- 1.Спрос на капитал.
- 3.Развитие инвестиционных процессов в переходной экономике.
- 4.Социально-экономическая структура накопления в переходной экономике.
- Введение
- 1.Спрос на капитал
- 2. Предложение капитала
- 3. Развитие инвестиционных процессов в переходной экономике
- 4. Социально-экономическая структура накопления в переходной экономике
- Тема 8. Аграрные отношения и аграрная реформа в переходной экономике
- Введение
- 1. Механизм функционирования земельного рынка
- 2. Сущность и направления аграрной реформы в России
- 3. Характеристика современного сельского хозяйства России
- 4. Институциональные основы реструктурирования агросферы
- 5. Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике.
- Заключение
- Тема 9. Роль и функции государства в переходной экономике.
- Введение
- 1. Особенности современной переходной экономики
- 2. Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику
- 3. Цели и функции государственного регулирования в переходной экономике
- 4. Направления государственного регулирования переходной экономики.
- 5. Инструменты государственного регулирования
- 6. Особенности государства переходного периода
- 7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, дотации, фиксированные цены.