Цели объединения предприятий в корпорации:
Финансовые цели |
| Стратегические цели |
Рост доходов |
| Увеличение рыночной доли |
Рост дивидендов |
| Повышение качества товаров |
Увеличение доходов на инвестированный капитал |
| Более низкие издержки по сравнению с конкурентами |
Повышение кредитного и облигационного рейтингов |
| Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности |
Рост потоков наличности |
| Укрепление репутации перед потребителями |
Повышение курсов акций |
| Повышение уровня (качества) обслуживания |
Улучшение и оптимизация структуры источников доходов |
| Расширение применения инноваций |
|
| Укрепление конкурентных позиций на международном уровне |
Кратко поясним цели объединения предприятий в корпорации.
1. Повышение эффективности функционирования корпорации за счет того, что каждый из ее участников заинтересован в конечном результате.
2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления своей производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны государственных финансовых институтов и кредиторов заключается только в контроле за деятельностью управляющей компании корпорации.
Для государства создание корпоративных объединений выгодно тем, что позволяет повысить бюджетную эффективность, за счет повышения собираемости налогов. Также создание технологических цепочек в корпорации позволяет избавиться от кризиса неплатежей, поскольку затраты предприятий-участников этих цепочек и корпорации в целом объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта.
Таким образом, технологические цепочки и корпорация – это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема управления. Для осуществления процесса управления руководству корпорации, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предприятия в рамках корпорации, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в технологической цепочке. Один из вариантов структуры управления корпорацией представлен на рис. 7.
Рис. 7. Структура управляющей компании
Каждый из департаментов управляющей компании корпорации имеет собственные функции:
Производственный департамент – выполняет функции управления производством, а коммерческий департамент – функции управления сбытом в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.
Юридический департамент – разрабатывает нормативные документы и дополнительные изменения в уставе корпорации, контролирует выполнение уставных положений, занимается составлением договоров (о совместной деятельности, о выдаче кредита и т. д.).
В процессе управления большее внимание следует уделять финансовому департаменту, который является основным департаментом в управляющей компании.
В финансовый департамент входят:
аналитическое управление, которое выполняет работу по накоплению и анализу информации, оказанию информационно-справочных услуг, подготовке отчетов о деятельности корпорации, анализу финансового состояния предприятий-участников, планированию производства в соответствии со стратегией функционирования корпорации, составлению инвестиционных проектов;
бухгалтерская служба, выполняющая функции обобщения учетной информации, составления налоговых и бухгалтерских документов, консолидации отчетности подразделений агропромышленной корпорации, начисления заработной платы и др.
оперативное управление, занимающееся распределением прибыли в рамках совместной деятельности предприятий-участников корпорации, распределением кредитных ресурсов, установлением внешнеэкономических связей, составлением внешнеторговых контрактов.
Объединив функции вышеперечисленных департаментов, можно сказать, что в обязанности управляющей компании входит: планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании остальных предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках технологической цепочки.
Система управления корпорации является замкнутой (рис. 8).
Как правило, управление в такой корпорации построено по принципу федеративного устройства. Руководитель определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с ее политикой и интересами. Корпорация в свою очередь выступает единым юридическим лицом перед государством, (например, единым налогоплательщиком).
Поскольку каждая корпорации имеет определенные цели функционирования, то управление ею должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 9.
Рис. 8. Процесс управления корпорацией
В то же время управление группой предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех предприятий, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех предприятий в конкретный момент времени.
Рис. 9. Этапы процесса управления по целям
Для эффективного осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями-участниками управляющей компании.
Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.
Поскольку корпорация представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы [10, 13].
Разработка стратегии включает осуществление нескольких этапов:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.
Например, после выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.
- Бандурин Александр Владимирович
- Оглавление
- Глава 1. Анализ деятельности российских корпораций
- 1.1. Российские корпорации в современной экономике Этапы становления корпоративного управления
- Баланс интересов
- Цели и структура
- Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
- Типы корпоративных объединений
- Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Баланс (структура)
- Отчет о доходах и расходах (структура)
- Сводная ведомость платежей (контрагенты и даты)
- 1.2. Экономическая среда деятельности российских корпораций
- Финансовые результаты
- Активы корпораций
- Инвестиционная активность корпораций
- Динамика валютного рынка
- Совершенствование фондовых механизмов
- 1.3. Зарубежный опыт функционирования корпораций Мировой рынок иностранных инвестиций
- Специфика корпоративных объединений
- Корпоративные объединения сша
- Японские сюданы
- Южнокорейские чеболи
- Корпоративные объединения Германии
- Глава 2. Проблемы Юридического обеспечения деятельности корпораций
- 2.1. История развития и совершенствования законодательства о корпоративных объединениях
- 2.2. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России
- 2.3. Правовое обеспечение процесса трансформации собственности при формировании корпоративных объединений в период приватизации
- Глава 3. Правовые аспекты Корпоративного управления
- 3.1. Правовое регулирование деятельности корпораций в условиях переходной экономики Законодательство должно быть системным
- Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти
- Законы, не обеспеченные финансированием
- Соотношение частного и публичного права
- Законы, которые следует принять в первую очередь
- Система правового регулирования
- 3.2. Особенности российского корпоративного законодательства в современных условиях
- 3.3. Правовое регулирование составления консолидированной корпоративной отчетности
- Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Глава 4. Организационно-экономические аспекты корпоративного управления
- 4.1. Экономическая эффективность и стратегическое планирование деятельности корпорации Экономическая эффективность деятельности корпорации
- Стратегическое планирование
- Общая стратегия корпорации
- Поведение на рынке
- Внутренняя структура корпорации
- Организационно-управленческая структура
- Стратегия управления корпорацией Структура системы управления корпорацией
- Цели объединения предприятий в корпорации:
- 4.2. Организационные аспекты повышения экономической эффективности деятельности корпорации Оптимальная организационная структура корпорации
- Принятие управленческих решений в корпорации Создание системы оперативного управления
- Научно обоснованный выбор оперативной системы управления
- Порядок принятия высшим менеджментом корпорации управленческого решения
- Анализ альтернатив управленческого решения
- 4.3. Оценка стоимости пакета акций корпорации
- Проведение предварительной работы
- Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры
- Информационное обеспечение и создание условий для выпусков адр
- Продвижение акций на международные рынки
- Стратегия поглощения
- Оценка дисконтного потока средств ("дпс")
- Прогноз свободного потока средств
- Определение дисконтной ставки
- Оценка конечной стоимости
- Пример оценки стоимости пакета акций корпорации
- Техника предварительного сравнительного анализа компаний
- Сравнительный анализ операции
- Анализ заменяемой стоимости
- Российская специфика оценки пакетов акций
- Заключение
- Список использованных источников
- Бандурин Александр Владимирович зинатулин Ленар Фаридович экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в россии
- 103055, Москва, ул. Палиха, 2а