Совершенствование фондовых механизмов
Индексы фондовой активности напрямую зависят от желания инвесторов вкладывать свои средства в акции, и другие ценные бумаги корпораций. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время, наверное, никто не имеет полной информации и представления о том, как именно взимать налоги со сделок с российскими ценными бумагами, поскольку эти сделки могут заключаться за рамками бирж и внебиржевых торговых систем, а денежные расчеты по ним осуществляются в оффшорных зонах, естественно, с целью ухода от уплаты налогов.
По оценкам экспертов, общий объем инвестиций на фондовом рынке составляет несколько десятков млрд. долл., размещение которых приносит инвесторам доход, превышающий сотни процентов годовых. Из этого следует, что, обложив даже весьма умеренным налогом спекулятивные операции с российскими ценными бумагами, государство может получить весьма серьезный источник доходов в бюджет без ущерба для процесса привлечения иностранных инвестиций.
Специалисты полагают, что действенный механизм налогообложения операций с ценными бумагами можно внедрить относительно безболезненно для инвесторов. Для этого нужно компенсировать дополнительное налоговое бремя за счет сокращения излишних издержек инвесторов на перерегистрацию сделок в реестрах, наведя порядок в этой области и ускорив создание центрального депозитария. Считается, что сейчас инвесторы тратят огромные средства на перерегистрацию акций в реестрах акционерных обществ, представляющих собой множество мелких организаций, рассредоточенных по всей России. Поездки в реестры сопряжены со значительными рисками, затратами времени, командировочными расходами и прочими издержками.
Таким образом, существующая система перерегистрации прав собственности на акции не только неэффективна, но и создает простор для различных злоупотреблений, порождая целый ряд угроз экономической безопасности страны. Эксперты считают, что наибольшая угроза кроется в возможности полной потери всех записей о правах инвесторов на принадлежащие им акции из-за технических сбоев в работе реестров.
Речь идет о технических сбоях именно потому, что в России большинство акций носит бездокументарный характер и существует только в виде компьютерных баз данных, которые, в свою очередь, не отличаются большой надежностью. По мнению экспертов, если государство сумеет навести порядок в области перерегистрации прав на акции, то оно не только повысит привлекательность рынка для инвесторов, но и получит возможность собирать в виде налогов средства, которые впустую тратятся из-за неразвитости инфраструктуры.
В этой связи, по нашему мнению, ключевым направлением совершенствования инфраструктуры российского фондового рынка является создание федерального депозитария, деятельность которого сможет обеспечить предпосылки для коренного перелома на рынке ценных бумаг. Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ №741 от 10 июля 1998 г. де-юре была создана национальная депозитарная система. Этот шаг привел к нескольким позитивным последствиям.
Во-первых, формирование единого федерального депозитария позволит сократить огромные затраты участников рынка на поездки в реестры и платежи за перерегистрацию. Во-вторых, создание механизма перевода ценных бумаг внутри федерального депозитария одновременно с денежными платежами позволит устранить риски срыва заключенных сделок, а также риски, связанные с потерей записей регистраторами, которые отпугивают многих инвесторов от работы на российском рынке. В-третьих, организация выполнения через федеральный депозитарий всех сделок, заключенных на биржах и внебиржевых рынках, позволит создать технические предпосылки для получения дополнительных доходов бюджета за счет введения налогообложения операций с ценными бумагами.
Построение организационной структуры федерального депозитария на основе систем клиринга увеличит количество обрабатываемых транзакций и сделок, что приведет к росту оборотов, а также повышению прозрачности рынка. Внебиржевой рынок будет менее привлекателен за счет введения единого механизма перерегистрации прав на ценные бумаги, фактически он постепенно вольется в единую систему смены прав собственника на ценные бумаги.
Одним словом, от федеральной депозитарной системы все ожидают повышения надежности и безопасности проведения операций. По мнению специалистов, снизить риски поможет автоматизированная система документооборота и отказ от бумажных технологий, что, в конечном счете, увеличит ликвидность торгуемых ценных бумаг.
- Бандурин Александр Владимирович
- Оглавление
- Глава 1. Анализ деятельности российских корпораций
- 1.1. Российские корпорации в современной экономике Этапы становления корпоративного управления
- Баланс интересов
- Цели и структура
- Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
- Типы корпоративных объединений
- Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Баланс (структура)
- Отчет о доходах и расходах (структура)
- Сводная ведомость платежей (контрагенты и даты)
- 1.2. Экономическая среда деятельности российских корпораций
- Финансовые результаты
- Активы корпораций
- Инвестиционная активность корпораций
- Динамика валютного рынка
- Совершенствование фондовых механизмов
- 1.3. Зарубежный опыт функционирования корпораций Мировой рынок иностранных инвестиций
- Специфика корпоративных объединений
- Корпоративные объединения сша
- Японские сюданы
- Южнокорейские чеболи
- Корпоративные объединения Германии
- Глава 2. Проблемы Юридического обеспечения деятельности корпораций
- 2.1. История развития и совершенствования законодательства о корпоративных объединениях
- 2.2. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России
- 2.3. Правовое обеспечение процесса трансформации собственности при формировании корпоративных объединений в период приватизации
- Глава 3. Правовые аспекты Корпоративного управления
- 3.1. Правовое регулирование деятельности корпораций в условиях переходной экономики Законодательство должно быть системным
- Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти
- Законы, не обеспеченные финансированием
- Соотношение частного и публичного права
- Законы, которые следует принять в первую очередь
- Система правового регулирования
- 3.2. Особенности российского корпоративного законодательства в современных условиях
- 3.3. Правовое регулирование составления консолидированной корпоративной отчетности
- Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Глава 4. Организационно-экономические аспекты корпоративного управления
- 4.1. Экономическая эффективность и стратегическое планирование деятельности корпорации Экономическая эффективность деятельности корпорации
- Стратегическое планирование
- Общая стратегия корпорации
- Поведение на рынке
- Внутренняя структура корпорации
- Организационно-управленческая структура
- Стратегия управления корпорацией Структура системы управления корпорацией
- Цели объединения предприятий в корпорации:
- 4.2. Организационные аспекты повышения экономической эффективности деятельности корпорации Оптимальная организационная структура корпорации
- Принятие управленческих решений в корпорации Создание системы оперативного управления
- Научно обоснованный выбор оперативной системы управления
- Порядок принятия высшим менеджментом корпорации управленческого решения
- Анализ альтернатив управленческого решения
- 4.3. Оценка стоимости пакета акций корпорации
- Проведение предварительной работы
- Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры
- Информационное обеспечение и создание условий для выпусков адр
- Продвижение акций на международные рынки
- Стратегия поглощения
- Оценка дисконтного потока средств ("дпс")
- Прогноз свободного потока средств
- Определение дисконтной ставки
- Оценка конечной стоимости
- Пример оценки стоимости пакета акций корпорации
- Техника предварительного сравнительного анализа компаний
- Сравнительный анализ операции
- Анализ заменяемой стоимости
- Российская специфика оценки пакетов акций
- Заключение
- Список использованных источников
- Бандурин Александр Владимирович зинатулин Ленар Фаридович экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в россии
- 103055, Москва, ул. Палиха, 2а