1. Сущность и направления социальной политики.
Содержание и уровни. Социальная политика — это согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Основным субъектом, координирующим эту деятельность, выступает государство.
Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. Так, вполне можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации. Здесь также выделяется деятельность различных (в том числе и благотворительных) организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.
Основные функции и показатели. Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также условия для роста благосостояния и проведения соответствующей политики доходов. В соответствии с этими функциями социальной политики решаются следующие задачи:
— подготовка и реализация программ занятости;
— помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
— обеспечение доступности ценностей культуры;
— развитие образования, медицины, социальное страхование.
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования “социального дна”, возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.
Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего времени, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели. Прежде всего объем потребляемых благ и услуг; распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. В свою очередь динамика реальных доходов определяется следующими показателями: уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.
Потребительская корзина и минимальный бюджет. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является “потребительская корзина”, включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.
“Потребительская корзина” формируется по основным статьям расходов:
— питание;
— одеяла, белье, обувь;
— предметы санитарии, гигиены, лекарства;
— мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
— жилище и коммунальные услуги;
— культурно-просветительные мероприятия и отдых;
— бытовые услуги, транспорт, связь;
— содержание детей в дошкольных учреждениях;
— налоги, обязательные платежи, накопления;
— прочие расходы.
Различают “минимальную потребительскую корзину”, которая обеспечивает “минимально нормальный уровень потребления, и ”рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно-обоснованную структуру потребления".
“Минимальная потребительская корзина” рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально неприемлемо. “Минимальная потребительская корзина” по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из 4-х человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с 1 ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.
Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за “чертой бедности”. Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
Качество жизни. В отличие от уровня жизни качество ее оценить гораздо сложнее, во-первых, так как “качество жизни” выступает как своеобразная интегративная оценка. Руководствуясь своим пониманием качества жизни, к примеру, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочитая вместо этого полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.
К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и др.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
Факторами, обусловливающими и количественные, и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.
- Тема 1. Введение в макроэкономику.
- Предмет макроэкономики.
- Особенности макроэкономического анализа.
- Модель круговых потоков.
- Национальная экономика. Понятие национального богатства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели.
- Основы классической теории.
- Рынок труда в классической модели.
- 3. Товарный и денежный рынки в классической модели.
- 4.Роль государства в классической модели.
- Тема 3. Равновесие товарного рынка в Кейнсианской модели.
- Методологические основы кейнсианского подхода.
- Кейнсианская функция потребления.
- Альтернативные теории потребления.
- Инвестиции.
- Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели.
- Равновесие и ввп в условиях полной занятости.
- 7. Взаимосвязь модели ad—as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is—lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг.
- Равновесие денежного рынка.
- Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.
- М одель is—lm и построение кривой совокупного спроса.
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики.
- 2. Дискреционная фискальная политика.
- 3. Налогообложение. Налоговые мультипликаторы.
- 4. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
- 5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
- 6. Финансирование бюджетного дефицита. Эффективность фискальной политики.
- 7. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- 3.Модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
- 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- Тема 7. Совокупное предложение. Кривая филипса
- 3. Модификации кривой Филлипса. Теории статических, рациональных и адаптивных ожиданий
- Тема 8. Стабилизационная государственная политика
- Понятие и виды безработицы.
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 2. Модель is – lm – fe
- 3.Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 4.Модель Манделла-Флеминга
- 5. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики
- Тема 10. Экономический рост.
- Факторы экономического роста
- Экстенсивный тип экономического роста
- Интенсивный тип экономического роста
- Тема 11. Социальная политика государства.
- 1. Сущность и направления социальной политики.
- 2. Социальная защита населения.
- 3. Доходы населения и проблемы их распределения.
- 4. Государственное регулирование занятости и развитие социального партнерства.
- 5. Социальная политика в Республике Беларусь.
- Тема 12. Трансформационная экономика.
- 1. Понятие трансформационной экономики и закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.3. Варианты перехода к рынку.
- 2.2.1 Эволюционный путь («градуализм»)
- 2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
- 9.4. Приватизация при переходе к рынку и проблемы ее реализации в рб.
- 5. Проблемы перехода к рынку в Республике Беларусь.
- Рекомендуемая литература
- Журналы
- Интернет ресурсы