logo
Макроэкономика 2011 для чтения

5. Проблемы перехода к рынку в Республике Беларусь.

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поисти­не судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась ад­министративно-командная система планирования и регулирова­ния экономики, все бывшие союзные республики оказались в глу­боком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, нацио­нальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально со­четающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к услови­ям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991—1995гг.—период глубокого затяжного экономическо­го кризиса;

1996—2000гг. — этап выхода экономики из кризисного со­стояния и углубления рыночных отношений;

2001—2010 гг. и следующие пятилетия — переход на инно­вационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и уси­лении дифференциации его доходов, росте инфляции и безрабо­тицы.

Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым луч­шим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельско­го хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.

Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы госу­дарственного планирования и регулирования экономики, в раз­рыве складывавшихся в течение десятилетий производствен­но-экономических связей в рамках единого народнохозяйст­венного комплекса СССР. Это привело к образованию новых не­зависимых государств, не обладающих самостоятельной жиз­нестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномас­штабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.

Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либера­лизации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денеж­но-кредитной политики — не привели к ожидаемому результа­ту. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приорите­тов экономической политики в направлении достижения само­достаточности хозяйственной системы, при которой обеспечи­ваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расши­рение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной пере­стройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ре­сурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.

Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадле­жит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономи­ки, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состоя­ния были разработаны Программа перехода Республики Бела­русь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация кото­рых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уров­ня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народ­ным собранием Основные направления социально-экономиче­ского развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осу­ществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров .

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положи­тельной динамикой основных макроэкономических показате­лей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа актив­ной части основных производственных фондов (до 80 %), низ­кие коэффициенты их обновления, невысокий уровень исполь­зования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в оп­ределенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления эко­номикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономическо­го роста должна обеспечить кардинальное повышение эффек­тивности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негатив­ный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, на­хождение стратегического инвестора, участие трудового кол­лектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффектив­ного и незаконного перераспределения собственности.

Основные задачи реформирования отношений собственнос­ти: создание социально ориентированной многоукладной эко­номики рыночного типа, совершенствование управления госу­дарственным имуществом, сохранение потенциала системооб­разующих предприятий, максимальное привлечение отечест­венных и зарубежных инвестиций.

В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некото­рые преобразования замедлились в связи:

• с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

• слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;

• низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;

• отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, на­сыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;

• низким уровнем эффективности управления и экономи­ческой ответственности собственников приватизированных пред­приятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

Медленно формируется рыночная инфраструктура, особен­но рынки капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения ры­ночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, ме­неджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Структурная перестройка экономики на первом этапе ры­ночных преобразований осуществлялась стихийно (так называе­мая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались от­дельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традицион­ных отраслях специализации страны (машиностроении, хими­ческой, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рын­ках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ре­сурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточ­ных предприятий прекратили свое существование.

Однако, начиная с середины 1996 г., уже наметилась тен­денция перехода к активной фазе структурной перестройки — начали возрастать объемы производства продукции, инвести­ций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отрасле­вых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отста­ванием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспе­чивающим выпуск конкурентоспособной продукции. Струк­турная перестройка на данном этапе осуществлялась и осущест­вляется в соответствии с принятыми в стране специальными программами — Концепцией и Программой развития промыш­ленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, Национальной программой раз­вития экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и дру­гими программами путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки мало­го предпринимательства.

В качестве основных направлений структурных преобразо­ваний определены:

• создание необходимых нормативных и правовых, финан­совых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвести­ций и кредитов;

• опережающее развитие наукоемких высокотехнологич­ных экспортоориентированных и импортозамещающих отрас­лей и производств, а также сферы услуг;

• стимулирование процесса реформирования реального сек­тора экономики, повышения его эффективности на основе со­вершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межот­раслевых, отраслевых и региональных корпоративных струк­тур в форме финансово-промышленных и иных хозяйствен­ных групп;

• развитие и государственная поддержка малого предпри­нимательства;

• повышение эффективности деятельности естественных мо­нополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

• разработка и реализация социальных программ и про­грамм совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приори­тетных отраслей и производств.

Реализация рассмотренных выше направлений и мер по ре­формированию экономики нашла отражение в макроэкономи­ческих показателях .

Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традици­онных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на вво­зимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обес­ценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отража­ют результаты структурных преобразований в экономике, кото­рые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характери­зуются целенаправленной деятельностью органов государст­венного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни насе­ления. Были разработаны и утверждены Основные направле­ния социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.