4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Понятие и цели денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Для решения практических и методологических задач разработки и реализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более развернутую характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов:
1. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают прежде всего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.
Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций экономики страны).
В соответствии с международной классификацией денежно-кредитный сектор институционально включает юридические лица, основная функция которых — финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:
центральный банк, осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы, но и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансового рынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами, предоставление кредита другим депозитным корпорациям;
другие депозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированные коммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы;
другие финансовые корпорации (финансовые, страховые компании и др.);
вспомогательные финансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты и предоставлению финансовых гарантий.
2. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.
Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций.
3. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.
Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:
экономический рост;
обеспечение занятости населения;
формирование равновесия платежного баланса страны;
стабильность цен как внутренних, так и внешних;
стабильность ставки процента;
стабильность на финансовых рынках;
стабильность валютного рынка.
Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через промежуточные звенья.
Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы
Кроме промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]
4. Для достижения поставленных целей субъекты денежно-кредитной политики используют имеющиеся у них инструменты. Структура инструментов может быть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов наряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). [2, с.37]
К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:
рефинансирование банков;
процентные ставки по операциям центрального банка;
обязательное резервирование;
валютные операции;
операции на открытом рынке;
прямые количественные ограничения;
установление ориентиров роста денежной массы. [4, с.364]
5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или организации монетарного регулирования, основные этапы которой в Национальном банке Республики Беларусь представлены в приложении 1.
В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами.
- Тема 1. Введение в макроэкономику.
- Предмет макроэкономики.
- Особенности макроэкономического анализа.
- Модель круговых потоков.
- Национальная экономика. Понятие национального богатства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели.
- Основы классической теории.
- Рынок труда в классической модели.
- 3. Товарный и денежный рынки в классической модели.
- 4.Роль государства в классической модели.
- Тема 3. Равновесие товарного рынка в Кейнсианской модели.
- Методологические основы кейнсианского подхода.
- Кейнсианская функция потребления.
- Альтернативные теории потребления.
- Инвестиции.
- Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели.
- Равновесие и ввп в условиях полной занятости.
- 7. Взаимосвязь модели ad—as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is—lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг.
- Равновесие денежного рынка.
- Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.
- М одель is—lm и построение кривой совокупного спроса.
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики.
- 2. Дискреционная фискальная политика.
- 3. Налогообложение. Налоговые мультипликаторы.
- 4. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
- 5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
- 6. Финансирование бюджетного дефицита. Эффективность фискальной политики.
- 7. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- 3.Модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
- 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- Тема 7. Совокупное предложение. Кривая филипса
- 3. Модификации кривой Филлипса. Теории статических, рациональных и адаптивных ожиданий
- Тема 8. Стабилизационная государственная политика
- Понятие и виды безработицы.
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 2. Модель is – lm – fe
- 3.Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 4.Модель Манделла-Флеминга
- 5. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики
- Тема 10. Экономический рост.
- Факторы экономического роста
- Экстенсивный тип экономического роста
- Интенсивный тип экономического роста
- Тема 11. Социальная политика государства.
- 1. Сущность и направления социальной политики.
- 2. Социальная защита населения.
- 3. Доходы населения и проблемы их распределения.
- 4. Государственное регулирование занятости и развитие социального партнерства.
- 5. Социальная политика в Республике Беларусь.
- Тема 12. Трансформационная экономика.
- 1. Понятие трансформационной экономики и закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.3. Варианты перехода к рынку.
- 2.2.1 Эволюционный путь («градуализм»)
- 2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
- 9.4. Приватизация при переходе к рынку и проблемы ее реализации в рб.
- 5. Проблемы перехода к рынку в Республике Беларусь.
- Рекомендуемая литература
- Журналы
- Интернет ресурсы