1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики.
Бюджетно-фискальная политика – политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.
Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.
Она непосредственно связана с его распределительной функцией, однако не имеет своих специфических форм реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государственных услуг.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.
Стимулирующая фискальная политика включает:
1) увеличение государственных расходов, или
2) снижение налогов, или
3) сочетание первого и второго.
Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.
Сдерживающая фискальная политика включает:
1) уменьшение правительственных расходов, или
2) увеличение налогов, или
3) сочетание первого и второго.
Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
Через фискальную функцию государство обеспечивает:
- достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;
- равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;
- повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;
- выполнение функций и задач государства;
- сохранение социальной стабильности.
Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим подробнее.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Введение в макроэкономику.
- Предмет макроэкономики.
- Особенности макроэкономического анализа.
- Модель круговых потоков.
- Национальная экономика. Понятие национального богатства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели.
- Основы классической теории.
- Рынок труда в классической модели.
- 3. Товарный и денежный рынки в классической модели.
- 4.Роль государства в классической модели.
- Тема 3. Равновесие товарного рынка в Кейнсианской модели.
- Методологические основы кейнсианского подхода.
- Кейнсианская функция потребления.
- Альтернативные теории потребления.
- Инвестиции.
- Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели.
- Равновесие и ввп в условиях полной занятости.
- 7. Взаимосвязь модели ad—as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is—lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг.
- Равновесие денежного рынка.
- Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.
- М одель is—lm и построение кривой совокупного спроса.
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики.
- 2. Дискреционная фискальная политика.
- 3. Налогообложение. Налоговые мультипликаторы.
- 4. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
- 5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
- 6. Финансирование бюджетного дефицита. Эффективность фискальной политики.
- 7. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- 3.Модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
- 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- Тема 7. Совокупное предложение. Кривая филипса
- 3. Модификации кривой Филлипса. Теории статических, рациональных и адаптивных ожиданий
- Тема 8. Стабилизационная государственная политика
- Понятие и виды безработицы.
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 2. Модель is – lm – fe
- 3.Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 4.Модель Манделла-Флеминга
- 5. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики
- Тема 10. Экономический рост.
- Факторы экономического роста
- Экстенсивный тип экономического роста
- Интенсивный тип экономического роста
- Тема 11. Социальная политика государства.
- 1. Сущность и направления социальной политики.
- 2. Социальная защита населения.
- 3. Доходы населения и проблемы их распределения.
- 4. Государственное регулирование занятости и развитие социального партнерства.
- 5. Социальная политика в Республике Беларусь.
- Тема 12. Трансформационная экономика.
- 1. Понятие трансформационной экономики и закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.3. Варианты перехода к рынку.
- 2.2.1 Эволюционный путь («градуализм»)
- 2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
- 9.4. Приватизация при переходе к рынку и проблемы ее реализации в рб.
- 5. Проблемы перехода к рынку в Республике Беларусь.
- Рекомендуемая литература
- Журналы
- Интернет ресурсы