4.Роль государства в классической модели.
Государство уже много веков наряду с поддержанием порядка, законности, обороноспособности страны занимается выполнением определенных хозяйственных функций. Так что у государственного регулирования экономики имеется весьма богатая история, в которой можно обнаружить и громкие успехи, и ужасающие неудачи. Уже в период зарождения в Европе капиталистической системы государство осуществляло контроль над процентными ставками, ценами, условиями внешней торговли, качеством производимых в стране и поступающих по импорту товаров и услуг. Господствовавшее в экономической науке в XVII-XVIII вв. учение меркантилизма опиралось на признание государственного регулирования в качестве непременного условия успешного развития промышленности и торговли. Однако по мере развития рыночных отношений укреплявшийся экономически и политически класс предпринимателей начал усматривать в государственном вмешательстве прямую угрозу своей прогрессирующей экспансии в хозяйственную жизнь буржуазного общества. В результате стала формироваться классическая модель взаимодействия экономики и государства.
Данная модель основана на признании гармоничного функционирования стихийно-саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов перепроизводства и других серьезных нарушений макроэкономического равновесия. Наиболее видные представители данного направления - А. Смит, Д. Рикардо, Дж .С. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др. - полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются свободное предпринимательство и свободная конкуренция. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" подчеркивал, что рынок сам по себе как бы "невидимой рукой" направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Тем самым все основные макроэкономические цели - полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. - достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма.
Наиболее общим основанием для таких выводов является закон Сэя, в соответствии с которым сам процесс производства товаров создает доход, в точности равный их стоимости. Иначе говоря, предложение товаров порождает свой собственный спрос. Отсюда делается вывод о том, что лучшей экономической политикой является политика невмешательства государства. В соответствии с концепцией экономического либерализма государство должно действовать по принципу: пусть все идет само собой. Именно сторонники государственного вмешательства, по мнению либералов, должны искать аргументы его необходимости.
По утверждению Дж. Гэлбрейта, до 30-х гг. ХХ века принятие или непринятие закона Сэя являлось признаком, по которому экономисты отличались от дураков. Между тем еще марксистами впервые была показана несостоятельность идей о полной гармонии рыночной экономики капитализма, были вскрыты ее противоречия, делающие неминуемыми периодические нарушения равновесия воспроизводства. Дж. Кейнс, К. Викселль и другие экономисты пришли к этой мысли лишь десятилетия спустя.
Классический взгляд на проблему взаимодействия экономики и государства преобладал в условиях, когда в экономической теории господствовал микроэкономический подход. Успешная деятельность отдельных фирм отождествлялась при этом с успешным функционированием экономики страны в целом: работая на себя, частный предприниматель тем самым якобы работает и на общество: что выгодно "Дженерал Моторс" - то выгодно и Соединенным Штатам Америки. Экономисты классической школы крайне отрицательно относились к таможенным тарифам, поддержанию стабильного уровня цен, валютных курсов, поддержке правительством крупных монополистических корпораций, его воздействию на уровень заработной платы, процента и т.п. Конечно, по их мнению, общество должно создавать государственные институты - учреждения, наделенные достаточной властью, чтобы охранять жизнь человека и его собственность как внутри, так и за пределами страны, справедливо разрешать споры и т.д. Но не более того. Государству отводится сугубо подчиненная роль некоего "ночного сторожа частной собственности", обеспечивающего охрану правопорядка, национальную оборону, строительство и поддержание ряда общественно полезных сооружений. Главным при этом признается гарантирование экономической свободы - свободы заниматься той или иной хозяйственной деятельностью и принимать решения, свободы конкуренции, свободы торговли. А. Смит подчеркивал, что чем слабее вмешательство государства в экономику, тем меньше деформаций рыночных механизмов и лучше для народного хозяйства в целом.
За десятилетия господства классической концепции в науке накопились возражения против нее, связанные с тем, что:
интерес частных фирм далеко не всегда отражает интересы общества в целом (например, в случае производства оружия, наркотиков и др.), и это неминуемо должно побуждать правительство пресекать случаи расхождения данных интересов;
закон Сэя крайне упрощает действительность, поскольку получатели дохода вовсе не обязаны и далеко не всегда захотят израсходовать его полностью на покупки других товаров, а вполне могут предпочесть сберегать часть своего дохода. В таком случае сбережения подрывают действие закона Сея, ибо предложение не полностью создает свой спрос, и это порождает перепроизводство, экономический спад, безработицу, снижение доходов и т.д. Правда, классики утверждают, что сбережения превращаются в инвестиции, и с учетом возросшего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары спрос опять-таки приравнивается к предложению. Фактором такого уравнивания становится функционирование денежного рынка, гарантирующего якобы через гибкую процентную ставку равенство сбережений и инвестиций. Утверждается, что гибкость ставки процента обеспечивает действие закона Сэя даже в экономике со значительными сбережениями. Но экономической теории хорошо известно, что:
сбережения зависят не только (и вероятно, даже не столько) от процента, сколько от дохода;
субъекты сбережений и инвестиций весьма различаются: сберегают домохозяйства, а инвестируют фирмы;
для превращения сбережений в инвестиции необходима отлаженная финансово-кредитная система, и автоматизма здесь нет.
Великая депрессия 1929-1933 г.г. явилась шоком для классической теории: объяснить спад такого масштаба, столь массовую безработицу она не могла. Использование рецептов классиков - ограничение государственных расходов и заработной платы - лишь ухудшило ситуацию. Небывалая глубина кризиса поставила под сомнение саму идею саморегулирующейся рыночной системы. Происшедшая в этот период "кейнсианская революция" в экономической теории, а также практический опыт США при Рузвельте и Германии при Гитлере предопределили временное падение авторитета классической концепции взаимодействия экономики и государства.
- Тема 1. Введение в макроэкономику.
- Предмет макроэкономики.
- Особенности макроэкономического анализа.
- Модель круговых потоков.
- Национальная экономика. Понятие национального богатства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели.
- Основы классической теории.
- Рынок труда в классической модели.
- 3. Товарный и денежный рынки в классической модели.
- 4.Роль государства в классической модели.
- Тема 3. Равновесие товарного рынка в Кейнсианской модели.
- Методологические основы кейнсианского подхода.
- Кейнсианская функция потребления.
- Альтернативные теории потребления.
- Инвестиции.
- Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели.
- Равновесие и ввп в условиях полной занятости.
- 7. Взаимосвязь модели ad—as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is—lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг.
- Равновесие денежного рынка.
- Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.
- М одель is—lm и построение кривой совокупного спроса.
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики.
- 2. Дискреционная фискальная политика.
- 3. Налогообложение. Налоговые мультипликаторы.
- 4. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
- 5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
- 6. Финансирование бюджетного дефицита. Эффективность фискальной политики.
- 7. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- 3.Модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
- 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 2. Инструменты денежно-кредитной политики.
- Тема 7. Совокупное предложение. Кривая филипса
- 3. Модификации кривой Филлипса. Теории статических, рациональных и адаптивных ожиданий
- Тема 8. Стабилизационная государственная политика
- Понятие и виды безработицы.
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 2. Модель is – lm – fe
- 3.Макроэкономическая политика в открытой экономике.
- 4.Модель Манделла-Флеминга
- 5. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики
- Тема 10. Экономический рост.
- Факторы экономического роста
- Экстенсивный тип экономического роста
- Интенсивный тип экономического роста
- Тема 11. Социальная политика государства.
- 1. Сущность и направления социальной политики.
- 2. Социальная защита населения.
- 3. Доходы населения и проблемы их распределения.
- 4. Государственное регулирование занятости и развитие социального партнерства.
- 5. Социальная политика в Республике Беларусь.
- Тема 12. Трансформационная экономика.
- 1. Понятие трансформационной экономики и закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.
- 9.3. Варианты перехода к рынку.
- 2.2.1 Эволюционный путь («градуализм»)
- 2.2.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).
- 9.4. Приватизация при переходе к рынку и проблемы ее реализации в рб.
- 5. Проблемы перехода к рынку в Республике Беларусь.
- Рекомендуемая литература
- Журналы
- Интернет ресурсы