logo search
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГЭ по ЭКОНОМИКЕ

80. Отбор персонала. Методы отбора.

Отбор персонала, как правило, развивается в двух направлениях. Первое - это привлечение как можно большего числа соискателей. При этом применяются активные методы поиска и вербовки персонала, для чего обученные специалисты - вербовщики работают в университетах, колледжах, лицеях. Второе - ужесточение и совершенствование процедуры самого отбора. Для этих целей используется «система проведения отбора человеческих ресурсов». Практика показывает, что правильное решение о найме не может быть найдено до тех пор, пока не определены требования к должности.

Различают подробно составленные должностные квалификации и «минимальные требования» к претендентам на должность. К последним относятся наличие определенного образования, возраст, стаж работы. В должностные квалификации включают более подробные характеристики: специализацию, опыт работы в проблемных группах и т.п.

Для проверки кандидатов применяются следующие методы: анализ анкетных данных (резюме), рекомендательных писем, наведение справок о работнике у руководителя по прежней работе и других лиц, знающих претендента, тестирование, проверка навыков в независимых (или собственных) центрах оценки, собеседование.

При поступлении на работу претендент составляет анкету, форма и содержание которой разрабатываются в каждой фирме самостоятельно. Как правило, анкета состоит из трех блоков: оценка способностей, имеющийся опыт работы, способности к развитию. Тестирование используется как инструмент первоначального отсева кандидатов на должность.

Самым существенным этапом приема кандидата на работу является собеседование. Его обычно проводят руководители, а также специалисты-психологи. В некоторых фирмах на западе собеседование состоит из специальных блоков и длится 10-12 часов /29, 30/.