Механизм функционирования централизованной государственной экономики в ссср.
В период с начала 30-х годов по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е годы было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941—1945 гг. — более 76 млрд руб.
После войны параллельно с денежной реформой была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936—1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г., были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными.
Если в 20-е годы они приносили годовой доход в 6— 12%, то в последующем он составлял лишь 2—4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 50-е годы, например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн человек.
Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства.
В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг на длительное время была значительно снижена. Погашение «замороженных» послевоенных займов началось немного ранее объявленного срока — с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г.
В 60-е годы было осуществлено размещение лишь одного государственного 3%-го выигрышного займа, завершившего свое обращение в начале 80-х. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-го выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в 1990—1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал.
-
Содержание
- Возможности рыночной экономики и необходимость ее peгулирования.
- Сущность и цели государственного регулирования национальной экономики.
- Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.
- Классическая теория о роли государства в экономике.
- Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.
- Неоклассические взгляды. Монетаризм о роли государства в экономике.
- Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.
- Механизм функционирования централизованной государственной экономики в ссср.
- Специфика современной российской экономики как объекта регулирования.
- Особенности российского экономического пространства.
- Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- Законодательные основы регулирования экономики.
- Налоговое регулирование.
- Бюджетное регулирование.
- Денежно-кредитное регулирование.
- Ценовое и тарифное регулирование.
- Таможенные инструменты государственного регулирования экономики.
- Государственные и муниципальные заказы.
- Центральный банк России и его роль регулятора в народном хозяйстве.
- Органы государственного регулирования экономики в рф.
- Предпосылки экономического реформирования.
- Приватизации и национализации как экономическая активизация.
- Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, результаты.
- Кризисы и опыт антикризисного регулирования за рубежом.
- Предприятие в системе государственного регулирования экономики.
- Макроэкономические показатели и регулирование.
- Проблемы оптимизации структуры российской экономики.
- Наукоемкий сектор экономики России и задачи стимулирования инновации.
- Регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности.
- Специфика и следствия российского монополизма.
- Цели, организация и методы антимонопольного регулировании.
- Регулирование деятельности естественных монополий.
- Особенности государственного регулирования в промышленности и апк.
- Регулирование развития отраслей общегосударственной инфраструктуры.
- Регулирование процессов конверсии впк России.
- Регулирование финансовых рынков.
- Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Проблемы и задачи государства в связи с вступлением России в вто.
- Поддержка в сфере малого предпринимательства.
- Задачи и методы регулирования социального развития.
- Регулирование демографических процессов и миграций.
- Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.
- Государственное регулирование в сфере занятости.
- Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.
- Прогнозирование экономического и социального развития и рф.
- Целевые программы в управлении экономикой.
- Регулирование территориального развития в рф.
- Стратегическое планирование в регионе.
- Возможности регулирования экономики на муниципальном уровне.
- Актуальные вопросы управления государственным сектором экономики.