Регулирование территориального развития в рф.
Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.
Все это - обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа.
Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.
Нет нужды доказывать, что нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, повторим, во многом вынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.
Указанные механизмы реализуются в различных формах государственной селективной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований.
Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера, имеющие своей целью:
* стимулировать (в том числе ресурсно) развитие тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;
* активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);
* создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных "точек роста" (например, свободных экономических зон, технопарков и т.п.);
* обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и других оздоровительных местностей федерального значения и т.п.);
* формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения (пример - Калининградская область);
* оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).
При этом важно подчеркнуть, что поскольку речь идет именно о селективной поддержке отдельных регионов, то возникает сложнейшая задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке регионов, на которые можно ощутимо и оправданно потратить скудные государственные ресурсы.
Государственная селективная поддержка территорий осуществляется в многообразных формах. К их числу следует отнести:
трансферты , направляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации из бюджетного Федерального фонда финансовой поддержки регионов.
дополнительную финансовую поддержку депрессивных регионов.
федеральные целевые программы решения региональных проблем.
бюджетные инвестиции .
передача в собственность субъектов Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации и др.
Наряду с поддержкой субъектов Российской Федерации федеральная помощь оказываетя и муниципальным образованиям. К уже упоминавшейся помощи узкому кругу закрытых административно-территориальных образований следует добавить гораздо более широкую поддержку муниципальных образований в связи с передачей в их собственность социальных объектов, находившихся ранее на балансе предприятий и организаций. Для этих целей в федеральном бюджете на протяжении ряда лет существовала специальная статья расходов, а с 1998 г. соответствующие средства на поддержку муниципалитетов стали учитывать в рамках федеральных трансфертов. Наконец, следует указать на такой способ федеральной поддержки местного самоуправления, как уже упоминавшиеся федеральные целевые программы. Такие программы принимались не только для решения проблем субъектов Российской Федерации, но и для решения конкретных проблем (например, экологических) отдельных населенных пунктов (городов и поселков).
Такое многообразие форм государственной поддержки территорий означает, что государство за счет, прежде всего, федерального бюджета расходует на эти цели огромные средства. Однако их полный учет и оценка затруднены тем, что государственная поддержка территорий осуществляется как непосредственно, так и косвенно. К сожалению, это объективное обстоятельство недостаточно осознается. Чаще всего территориальную ориентацию федерального бюджета, связывают только с теми бюджетными позициями, которые в соответствии с принятой бюджетной классификацией содержат названия тех или иных территорий. Такой подход не дает полного представления о реальных масштабах территориального перераспределения федерального бюджета, о результативности и последствиях этого процесса. Ведь, собственно говоря, вся расходная часть федерального бюджета в той или иной форме поступает в регионы и является источником их финансовой поддержки.
- Возможности рыночной экономики и необходимость ее peгулирования.
- Сущность и цели государственного регулирования национальной экономики.
- Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.
- Классическая теория о роли государства в экономике.
- Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.
- Неоклассические взгляды. Монетаризм о роли государства в экономике.
- Опыт государственного регулирования экономики в дореволюционной России.
- Механизм функционирования централизованной государственной экономики в ссср.
- Специфика современной российской экономики как объекта регулирования.
- Особенности российского экономического пространства.
- Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- Законодательные основы регулирования экономики.
- Налоговое регулирование.
- Бюджетное регулирование.
- Денежно-кредитное регулирование.
- Ценовое и тарифное регулирование.
- Таможенные инструменты государственного регулирования экономики.
- Государственные и муниципальные заказы.
- Центральный банк России и его роль регулятора в народном хозяйстве.
- Органы государственного регулирования экономики в рф.
- Предпосылки экономического реформирования.
- Приватизации и национализации как экономическая активизация.
- Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, результаты.
- Кризисы и опыт антикризисного регулирования за рубежом.
- Предприятие в системе государственного регулирования экономики.
- Макроэкономические показатели и регулирование.
- Проблемы оптимизации структуры российской экономики.
- Наукоемкий сектор экономики России и задачи стимулирования инновации.
- Регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности.
- Специфика и следствия российского монополизма.
- Цели, организация и методы антимонопольного регулировании.
- Регулирование деятельности естественных монополий.
- Особенности государственного регулирования в промышленности и апк.
- Регулирование развития отраслей общегосударственной инфраструктуры.
- Регулирование процессов конверсии впк России.
- Регулирование финансовых рынков.
- Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Проблемы и задачи государства в связи с вступлением России в вто.
- Поддержка в сфере малого предпринимательства.
- Задачи и методы регулирования социального развития.
- Регулирование демографических процессов и миграций.
- Проблемы реформирования отраслей социальной сферы.
- Государственное регулирование в сфере занятости.
- Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.
- Прогнозирование экономического и социального развития и рф.
- Целевые программы в управлении экономикой.
- Регулирование территориального развития в рф.
- Стратегическое планирование в регионе.
- Возможности регулирования экономики на муниципальном уровне.
- Актуальные вопросы управления государственным сектором экономики.