logo
ГРЭ ответы

Регулирование развития отраслей общегосударственной инфраструктуры.

Необходимость развития инфраструктуры на глобальном уровне может быть наглядно проиллюстрирована тем, что более 1 млрд. человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, электричества лишены 1,5 миллиарда человек, а почти 2,5 млрд. человек живут в неприемлемых санитарных условиях. Естественно такую потребность в инфраструктуре за счет одного государственного сектора удовлетворить практически невозможно и необходимо участие частного сектора. За счет частного капитала в развивающихся странах в инфраструктуру за период с 1990 по 2001 год проинвестировано более 750 млрд. долларов в ценах 2001 года притом, что объемы инвестиций, достигнув пика в 1997 году (около 130 млрд. долларов), существенно снизились в результате кризисов конца 1990-х и начала 2000-х годов. Однако возможности привлечения частного капитала в финансирование инфраструктуры зачастую сильно ограничены длительным сроком окупаемости проектов, особенностями регулирования инфраструктурных отраслей, высокими рисками при реализации проектов в этой сфере. В этой связи крайне необходимым является определение роли государства в развитии инфраструктуры, выявление необходимой степени его участия в регулировании инфраструктурных отраслей.

Рассматривая возможность и целесообразность участия государства в экономике развитых стран, исследователи также особое внимание уделяют развитию инфраструктуры, определяя направление для государственных расходов как сферу, в которой обеспечивается, в первую очередь, рост эффективности частного капитала, а не доходность сделанных вложений. Например, итальянский экономист А. Песенти подчеркивал, что государству следует расходовать средства на вооружения и на общественные работы или инфраструктуру. Он отмечал, что сокращение частным сектором расходов на инфраструктуру, обуславливаемое ростом государственных расходов в этой сфере, ведет к улучшению экономической среды, улучшению условий обращения капитала, к росту доходов и нормы прибыли в частном секторе, к объективному росту объемов выпуска и занятости.

Необходимо отметить, что большинство зарубежных исследований в области инфраструктуры связано с усилением роли государства в экономике в развитых странах и с поиском путей повышения темпов экономического роста в развивающихся странах. Опыт, накопленный за рубежом и проанализированный в исследованиях зарубежных авторов, имеет большое значение при управлении экономикой переходного периода и переходом к экономике с развитыми рыночными отношениями.

Развитие инфраструктура является объектом государственного регулирования экономики, а в инфраструктурных отраслях могут эффективно функционировать как компании, находящиеся в государственной собственности, так и в частной или смешанной форме собственности, однако являющиеся объектом тщательного контроля со стороны государства. Основная цель регулирования инфраструктуры, преследуемая государством, заключается в обеспечении стабильности экономического развития, а к основным мерам регулирования можно отнести, например, установление тарифов на продукцию предлагаемую предприятиями инфраструктуры, обеспечивающих норму прибыли характерную для конкурентных производств, обеспечение спроса населения во время кризисов через поддержание его платежеспособности. Эти мероприятия неизбежно ведут к все большему прямому и косвенному вмешательству государства в экономику, к росту экономической активности государства, к росту доли государственного сектора в экономике. Особенно это заметно в периоды кризисов, когда в основных отраслях экономики частным секторам снижаются объемы производства, а в инфраструктурных отраслях спад объемов производства происходит в меньшей степени в результате централизованного управления этой сферой.