logo
ГРЭ ответы

Государственное планирование и его функции в рыночной экономике.

Один из основоположников теории современной рыночной экономики Адам Смит считал, что для наилучшего функционирования  её необходимо исключить все формы вмешательства государства. Полная свобода предпринимательства обеспечит экономическое процветание, а хаос и неразбериха исключены, благодаря, как говорил  Адам Смит «невидимой руке Провидения». Под «невидимой рукой Провидения» Адам Смит имел  виду вполне определенные экономические силы, которые называются спросом и предложением.

И действительно, практика индустриальных западных государств показала, что рыночная система отлично функционирует, благодаря индивидуальным, децентрализованным решениям, а не централизованным решениям правительства. И напротив, жесткое, командно-административное управление способно блокировать развитие даже достаточно богатого сырьевыми ресурсами государства. Но в любом государстве, в том числе и с самой  свободной рыночной системой, существуют  помимо товарно-денежных, еще и иерархические (административные) механизмы регулирования экономики. К сфере административного (государственного) воздействия можно отнести:

- определение и выбор основных стратегических направлений развития экономики;

- выражение выбранных направлений в определенных планах;

- госзаказы или контракты на поставку каких-либо видов продукции;

- нормативы качества продукции;

- государственные запреты и ограничения на выпуск каких-либо отдельных видов продукции и др.

Так что рыночные отношения в современном постиндустриальном обществе регулируются при помощи государственного законодательства. А примеры административного планирования развития экономики в Японии, Корее, Франции показывают интереснейшие примеры рационального и грамотного подхода  к регулированию  государством рыночной экономики. Например, основой для индикативного плана экономики во Франции служит обмен информацией между частным бизнесом и государством. На этой основе выбирается общая, взаимоприемлемая стратегия экономического роста. С ходом времени могли изменяться приоритеты, способы достижения экономических целей, менялась и сама концепция плана. Но оставалось неизменным главное: при принятии индикативных планов все субъекты имели и имеют равные права и все в равной степени заинтересованы в их реализации. А показатели плана не являются для всех обязательными, они всего лишь ориентиры при организации экономической деятельности предприятий и фирм.