1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.
Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:
• учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).
• стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через вел
ичину заключенной в ней прибыли.
• распределительная или перераспределительная функция цены отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.
• балансирующая функция или функция балансирования рыночного спроса и предложения заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом.
• информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка.
Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы микро -и макроуровня.
К факторам, определяющим уровень цен на микроуровне, относятся:
• индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;
• средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли;
• качество товара;
• объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;
• условия платежа;
• франкировка цен или базисные условия поставки;
• уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания;
• длительность цикла товародвижения;
• жизненный цикл товара;
• мобильность производства;
• затраты на рекламу;
• имидж предприятия;
• уровень спроса и предложения на данную продукцию;
• характер государственного регулирования цен на конкретные группы товаров;
• характер антимонопольного регулирования;
• платежеспособность населения;
• и другие.
Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне, можно классифицировать на экономические, которые включают экономическую систему государства, состояние экономики, государственную ценовую политику, уровень жизни, обеспеченность основными ресурсами; политические – политическая стабильность в обществе, возможность прогнозировать государственную политику, характер государственного регулирования деятельности предприятия и др.;
инфраструктурные и социальные факторы и др.
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.
Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.
Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.
Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.
По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они применяются на важнейшую структурообразующую продукцию, продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары социальной значимости и некоторые другие.
Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают:
• оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;
• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
• сметные цены в строительстве;
• тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.
Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию. Это цены, по которым перерабатывающие предприятия и заготовители закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий и фермеров в счет госзаказа и помимо его.
В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Большинство стран использует установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, pегламентирующих порядок и методологию формирования цен. Формы государственного управления процессами ценообразования могут быть самыми различными: от прямого директивного установления цен или их предельного уровня до общественного осуждения производителей, завышающих цены. Однако общепризнанными считаются два основных метода государственного регулирования цен, к которым относятся прямое и косвенное регулирование.
Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий - монополистов и т.д.
В самом общем виде прямое регулирование цен предполагает, во-первых, установление минимальных цен; во-вторых, установление максимальных цен; в-третьих, установление ценового коридора (верхний предел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обеспечивая минимальный доход и не допускающий разорения).
Однако в станах с развитой рыночной экономикой наиболее широко распространены косвенные методы управления ценообразованием. Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило, относятся, во-первых, принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государственные закупки на основе тендеров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-четвертых, установление норм амортизации и учетной ставки, в-пятых, в стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснованная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствление и приватизация, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности.
Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществляется также через систему запретов. Например, запрет на горизонтальное фиксирование, т.е. запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции, и др.
Кроме системы запретов косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин.
Основными принципами ценообразования в РБ являются:
• сочетание свободных и регулируемых цен;
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
• установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение в условиях инфляции достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением (при необходимости) государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
• государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, регулирования цен, ведения нормативного хозяйства субъектами хозяйствования.
Методы государственного воздействия на процессы ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий, сложившихся в стране.
Прямое государственное регулирование цен в Республике Беларусь осуществляется с применением следующих методов:
– установление фиксированных цен, которые используются только в исключительных случаях, когда государство намерено жестко управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров (например, сахар, табачные изделия);
– установление предельных максимальных уровней цен, определяющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и продавец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше установленного предела. Максимальные предельные уровни цен устанавливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перерабатывающей промышленности, потребительские товары;
– установление предельных минимальных (защитных) цен, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции);
– установление предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей; (например, молочные продукты – 15%)
– установление предельных надбавок (наценок), скидок в розничной торговле; Предельные торговые надбавки на социально-значимую продукцию устанавливает Мин-во экономики. На сегодняшний день в перечне 22 наименования товара. Например, сыры твердые – торговая надбавка 20%, масло сливочное – 15%, также 15% масло подсолнечное, молоко 1,5-3,5% жирности – 11% и др. Заканчивается перечень «кофе, чай» - 22%. Торговая надбавка ограничивает долю торговли в розничной цене.
– установление определенных правил или условий определения и применения цен;
– декларирование цен, т.е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.
Решение о выборе конкретного метода регулирования цен принимают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состояния предприятий.
Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции (услуг) естественных монополий, а также важнейших социально-значимых товаров (услуг).
Регулируемая цена (тариф) должна формироваться на уровне, обеспечивающем производителю (продавцу) покрытие экономически оправданных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли, при необходимости – за счет мер государственной поддержки.
В Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 г.г. указано: «Совершенствование механизма ценообразования осуществляется путем либерализации порядка установления и согласования цен (тарифов), сокращения объемов товарооборота и номенклатуры товаров, цены по которым регулируются государственными органами, развития механизма рыночного регулирования цен.
Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, планируется устанавливать с учетом конъюнктуры цен на рынке Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В отношении сельскохозяйственной продукции, поставляемой не для государственных нужд, применяется механизм свободного ценообразования в соответствии с законодательством.»
Под доминирующим положении на товарном рынке, согласно национальному законодательству, понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если:
1) доля на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
2) доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, но при этом уполномоченные республиканские органы государственного управления установили доминирующее положение хозяйствующего субъекта, исходя из соотношения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и долей конкурирующих хозяйствующих субъектов (далее - конкуренты) и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
В соответствии с действующим законодательством Министерство экономики, на которое возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкурентной среды, формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий и Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Государственный реестр – перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определённому товару.
Факт доминирования устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины (табл.2,3).
Факт доминирования хозяйствующего субъекта, доля товара которого не превышает установленную предельную величину, определяется исходя из стабильности этой доли на товарном рынке относительно размере на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев.
Т а б л и ц а 2. – Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов-производителей товаров народного потребления и субъектов, оказывающих услуги
-
Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок
Значение минимальной предельной величины
Один
30 %
Два
54 %
Три
78 %
Четыре
95 %
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках имеет двухуровневую структуру:
– республиканский уровень, включающий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
– местный уровень, включающий перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках.
В первом разделе находятся естественные монополии, цены на которые устанавливают соответствующие министерства .
Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Госреестра является следующее:
• устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определённая в установленном законодательством порядке;
• утрата им статуса юридического лица и ликвидация хозяйствующего субъекта.
При установлении цены используются различные методы.
Наиболее употребляемым в отечественной практике является затратный метод.
Цена формируется за счет рассчитанной себестоимости единицы продукции, заданного размера прибыли, налогов и неналоговых платежей, непосредственно увеличивающих цену.
Преимущества данного метода заключаются в следующем:
• использование метода обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли;
• относительная простота и универсальность метода.
Недостатки метода проявляются в том, что:
• игнорируется влияние эластичности спроса по цене;
• не учитываются изменения в предпочтениях потребителей, не учитывается потребительная стоимость товара, а следовательно, и цена спроса;
• снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек.
Метод полных издержек применяется:
• на предприятиях с четко выраженной товарной диверсификацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления первоначальной цены на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов;
• на продукцию, производимую по разовым заказам или с индивидуальными характеристиками;
• на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
• при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности или на товары, уровень которых ограничен платежеспособностью населения;
• во внутрипроизводственном ценообразовании.
Цена на обычный товар рассчитывается ОЦ с НДС = С + П + НДС
где С – себестоимость;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ОЦ с НДС – отпускная цена изготовителя с налогом на добавленную стоимость.
Цена на подакцизный товар исчисляется по формуле ОЦ с ндс = С + П + А + НДС,
где А – сумма акциза.
Розничная цена формируется путем увеличения отпускной цены без НДС на сумму торговой надбавки и НДС:
РЦ = ОЦ без НДС + ТН + НДС,
В РБ предусмотрено регулирование цен и надбавок (скидок) на:
• социально значимые товары по перечню, утвержденному Правительством (регулирование осуществляют Министерство экономики Республики Беларусь, облисполкомы и Мингорисполком);
• товары предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (регулирование осуществляют Министерство экономики Республик
Закупочные цены на продукцию растениеводства формируются производителями сельскохозяйственной продукции (за исключением продукции, реализуемой по утвержденным в соответствии с законодательством фиксированным закупочным ценам) исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли. На картофель и плодоовощную продукцию закупочные цены формируются производителями сельскохозяйственной продукции не выше утвержденных облисполкомами предельных закупочных цен.
Закупочные цены могут дифференцироваться по качественным параметрам в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, в том числе по продукции растениеводства – по классам, сортам и т.д.
Действующие закупочные цены на продукцию животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи) утверждаются постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Закупочные цены дифференцируются на молоко по сортам, на скот – по категориям упитанности в живом и в убойном весе.
Фиксированные закупочные цены устанавливаются:
• за одну тонну молока базисной жирности и белка (без налога на добавленную стоимость) на условии франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции;
• за одну тонну живого (убойного) веса (без налога на добавленную стоимость) на условии франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции.
С 2011 г. в нормативные документах вместо слов «закупочные цены» используются ПРЕДЕЛЬНЫЕ цены на с.х.продукцию.
51
- Вопросы, выносимые на гэк, по «экономике апк» лекция – агропромышленный комплекс
- Структура апк и соотношение отраслей
- Производственная и социальная инфраструктуры апк
- Основные задачи развития апк
- Лекция – основные фонды агропредприятия
- Лекция агропромышленная интеграция
- Лекция. Цены и ценообразование в апк
- 1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.
- Лекция. Земельные ресурсы и эффективность их испольщования
- Сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь
- Инвестиции в апк
- Эонх ∆чп / к;