logo
ТЕОРИЯ ГЭК 2012 Экономика АПК

1. Функции цен, факторы ценообразования, классификация цен.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяй­ственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:

учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпус­каемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, про­изводительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирую­щее воздействие на производителя через вел

ичину заключенной в ней прибыли.

распределительная или перераспределительная функция цены отражает уча­стие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) ме­жду отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на до­бавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства на­правляются на решение экономических и социальных задач общества.

балансирующая функция или функция балансирова­ния рыночного спроса и предложения заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом.

информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикато­ром состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка.

Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы микро -и макроуровня.

К факторам, определяющим уровень цен на микроуровне, относятся:

• индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестои­мостью;

• средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли;

• качество товара;

• объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;

• условия платежа;

• франкировка цен или базисные условия поставки;

• уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания;

• длительность цикла товародвижения;

• жизненный цикл товара;

• мобильность производства;

• затраты на рекламу;

• имидж предприятия;

• уровень спроса и предложения на данную продукцию;

• характер государственного регулирования цен на конкретные группы товаров;

• характер антимонопольного регулирования;

• платежеспособность населения;

• и другие.

Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне, можно классифицировать на экономические, которые включают экономическую систему государства, состояние экономики, государственную ценовую политику, уровень жизни, обеспеченность основными ресурсами; политические – политическая стабильность в обществе, возможность прогнозировать государственную политику, характер государственного регулирования деятельности предприятия и др.;

инфраструктурные и социальные факторы и др.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвиже­ния, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различ­ные виды цен.

Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, при­меняемая на республиканском рынке в расчетах между пред­приятием-производителем продукции и другими предприятия­ми-покупателями за исключением населения. Она устанавли­вается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, зат­рат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-из­готовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупате­лям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптово­го предприятия одновременно является ценой приобретения то­вара для розничной торговой организации.

Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

По способу установления различают регулируемые и сво­бодные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов уп­равления и местных исполнительных и распорядительных ор­ганов. Они при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию, продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары социальной значимости и некоторые другие.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по согла­шению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены фор­мируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают:

оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;

закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию;

сметные це­ны в строительстве;

тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.

Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию. Это цены, по которым перерабатывающие предприятия и заготовители закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий и фермеров в счет госзаказа и помимо его.

В отечественной практике хозяйствования широкое рас­пространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Большинство стран использует установленные правила ценообра­зова­ния, которые оформляются в виде законодательных актов, pегламентирующих порядок и методологию формирования цен. Формы госу­дарственного управления процессами ценообразования могут быть са­мыми различными: от прямого директивного установления цен или их предельного уровня до общественного осуждения производителей, за­вышающих цены. Однако общепризнанными считаются два основных метода государст­венного регулирования цен, к которым относятся прямое и косвенное регулирование.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда го­судар­ство в лице своих органов управления непосредственно воздейству­ет на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточ­нения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, воз­мещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продук­цию предприятий - монополистов и т.д.

В самом общем виде прямое регулирование цен предполагает, во-пер­вых, установление минимальных цен; во-вторых, установление максимальных цен; в-третьих, установление ценового коридора (верхний пред­ел защищает потребителя продукции, а нижний – производителя, обес­печивая минималь­ный доход и не допускающий разорения).

Однако в станах с развитой рыночной экономикой наиболее широко рас­пространены косвенные методы управления це­нообразованием. Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило, относятся, во-первых, принятие и совер­шенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государст­венные закупки на основе тен­деров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-четвертых, установление норм амортизации и учет­ной ставки, в-пятых, в стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснованная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствле­ние и приватиза­ция, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэконо­мичес­кой сбалансированности.

Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществляет­ся также через систему запре­тов. Например, запрет на горизонтальное фиксирование, т.е. запрет на соглашение двух и более конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции, и др.

Кроме системы запретов косвенное регулирование может осущес­тв­ляться путем применения льготного налогообложения, субсидирова­ния и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитова­ния и страхования, через регулирование величины таможен­ных пошлин.

Основными принципами ценообразования в РБ являются:

• сочетание свободных и регулируемых цен;

• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

• установление регулируемых цен на уровне, обеспечи­вающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обос­нованных затрат и получение в условиях инфляции достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением (при необходимости) государственных дотаций и других мер госу­дарственной поддержки;

• государственный контроль за соблюдением действую­щего порядка ценообразования, регулирования цен, ведения норма­тивного хозяйства субъектами хозяйствования.

Методы государственного воздействия на процессы ценообразова­ния носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий, сло­жившихся в стране.

Прямое государственное регулиро­вание цен в Республике Беларусь осуществляется с применением сле­дующих методов:

установление фиксированных цен, которые используются только в исключительных случаях, когда государство намерено жестко управ­лять предложением и спросом на отдельные группы товаров (например, сахар, табачные изделия);

установление предельных максимальных уровней цен, определяющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и про­давец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше ус­тановленного предела. Максимальные предельные уровни цен уста­навливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перера­батывающей промышленности, потребительские товары;

установление предельных минимальных (защитных) цен, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции);

установление предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей; (например, молочные продукты – 15%)

установление предельных надбавок (наценок), скидок в розничной торговле; Предельные торговые надбавки на социально-значимую продукцию устанавливает Мин-во экономики. На сегодняшний день в перечне 22 наименования товара. Например, сыры твердые – торговая надбавка 20%, масло сливочное – 15%, также 15% масло подсолнечное, молоко 1,5-3,5% жирности – 11% и др. Заканчивается перечень «кофе, чай» - 22%. Торговая надбавка ограничивает долю торговли в розничной цене.

установление определенных правил или условий определения и применения цен;

декларирование цен, т.е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.

Решение о выборе конкретного метода регулирования цен прини­мают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государ­ственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состоя­ния предприятий.

Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции (услуг) естественных монополий, а также важнейших социально-значи­мых товаров (услуг).

Регулируемая цена (тариф) должна формироваться на уровне, обеспечивающем производителю (продавцу) покрытие экономически оправданных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли, при необходимости – за счет мер государственной поддержки.

В Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 г.г. указано: «Совершенствование механизма ценообразования осуществляется путем либерализации порядка установления и согласования цен (тарифов), сокращения объемов товарооборота и номенклатуры товаров, цены по которым регулируются государственными органами, развития механизма рыночного регулирования цен.

Цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, планируется устанавливать с учетом конъюнктуры цен на рынке Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В отношении сельскохозяйственной продукции, поставляемой не для государственных нужд, применяется механизм свободного ценообразования в соответствии с законодательством

Под доминирующим положении на товарном рынке, согласно национальному законодательству, понимается исключительное поло­жение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимоза­меняемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруд­нять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъ­екта, если:

1) доля на рынке определенного товара превышает предельную вели­чину, установленную уполномоченным республиканским органом го­сударственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, но при этом уполномоченные республиканские органы государственного управления установили доминирующее по­ложение хозяйствующего субъекта, исходя из соотношения доли хо­зяйствующего субъекта на товарном рынке и долей конкурирующих хозяйствующих субъектов (далее - конкуренты) и возможности дос­тупа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характе­ризующих товарный рынок.

В соответствии с действующим законодательством Министерство экономики, на которое возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкурентной среды, формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий и Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарных рынках.

Государственный реестр – перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных товарных рынках по определённому товару.

Факт доминирования устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины (табл.2,3).

Факт доминирования хозяйствующего субъекта, доля товара которого не превышает установленную предельную величину, определяется исходя из стабильности этой доли на товарном рынке относительно размере на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев.

Т а б л и ц а 2. – Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов-производителей товаров народного потребления и субъектов, оказывающих услуги

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведен­ные товары на товарный рынок

Значение минимальной предельной величины

Один

30 %

Два

54 %

Три

78 %

Четыре

95 %

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках имеет двухуровневую структуру:

республиканский уровень, включающий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском то­варном рынке;

местный уровень, включающий перечень хозяйствующих субъек­тов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках.

В первом разделе находятся естественные монополии, цены на ко­торые устанавливают соответствующие министерства .

Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Госрее­стра является следующее:

• устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определённая в установленном законодательством порядке;

• утрата им статуса юридического лица и ликвидация хозяйствующего субъекта.

При установлении цены используются различные методы.

Наиболее употребляемым в отечественной практике является затратный метод.

Цена формируется за счет рассчитанной себестоимости единицы продукции, заданного размера прибыли, налогов и неналоговых платежей, непосредственно увеличивающих цену.

Преимущества данного метода заключаются в следующем:

• использование метода обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли;

• относительная простота и универсальность метода.

Недостатки метода проявляются в том, что:

• игнорируется влияние эластичности спроса по цене;

• не учитываются изменения в предпочтениях потребителей, не учитывается потребительная стоимость товара, а следовательно, и цена спроса;

• снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек.

Метод полных издержек применяется:

• на предприятиях с четко выраженной товарной диверсификацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления первоначальной цены на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов;

• на продукцию, производимую по разовым заказам или с индивидуальными ха­рактеристиками;

• на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

• при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности или на товары, уровень которых ограничен платежеспособностью населения;

• во внутрипроизводственном ценообразовании.

Цена на обычный товар рассчитывается ОЦ с НДС = С + П + НДС

где С – себестоимость;

П – прибыль;

НДС – налог на добавленную стоимость;

ОЦ с НДС – отпускная цена изготовителя с налогом на добавленную стоимость.

Цена на подакцизный товар исчисляется по формуле ОЦ с ндс = С + П + А + НДС,

где А – сумма акциза.

Розничная цена формируется путем увеличения отпускной цены без НДС на сумму торговой надбавки и НДС:

РЦ = ОЦ без НДС + ТН + НДС,

В РБ преду­смотрено регулирование цен и надбавок (ски­док) на:

• социально значимые товары по перечню, утвержденному Правительством (регулиро­вание осуществляют Министерство экономики Республики Беларусь, облис­полкомы и Мингорисполком);

• товары предприятий-монополистов, вклю­ченных в Государственный реестр хозяй­ствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (регулирова­ние осуществляют Министерство экономики Республик

Закупочные цены на продукцию растениеводства формируются производителями сельскохо­зяйственной продукции (за исключением продукции, реализуемой по утвержденным в соответствии с законодательством фиксиро­ванным закупочным ценам) исходя из плано­вых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли. На картофель и плодоовощную продукцию закупочные це­ны формируются производителями сельско­хозяйственной продукции не выше утвер­жденных облисполкомами предельных заку­почных цен.

Заку­почные цены могут дифференцироваться по качественным параметрам в соответствии с требованиями нормативно-технической до­кументации, в том числе по продукции растение­водства – по классам, сортам и т.д.

Действующие закупочные цены на про­дукцию животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи) утверждаются постанов­лением Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Закупочные цены дифференцируются на молоко по сор­там, на скот – по категориям упитанности в живом и в убойном весе.

Фиксированные закупочные цены уста­навливаются:

• за одну тонну молока базисной жирности и белка (без налога на добавленную стои­мость) на условии франко-организация, осу­ществляющая производство сельскохозяйст­венной продукции;

• за одну тонну живого (убойного) веса (без налога на добавленную стоимость) на усло­вии франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продук­ции.

С 2011 г. в нормативные документах вместо слов «закупочные цены» используются ПРЕДЕЛЬНЫЕ цены на с.х.продукцию.

51