12.3 Подготовка речи к совещанию
Одним из самых сложных и важных вопросов в подготовке совещания является планирование собственного выступления руководителя. Делая наброски сообщения, необходимо помнить, что при нормальном темпе речи за две минуты можно пересказать не более одной страницы машинописного текста. Очень осторожно необходимо использовать цифровую информацию. Как правило, хорошо воспринимается и анализируется не более 20 цифр за 40 минут выступления.
Лучше преподносить цифровую информацию в письменном виде: в таблицах и графиках.
От оратора требуется, чтобы суть дела излагалась по памяти или с частичной опорой на текст, а не читалась. Усвоение при свободном изложении достигает 95%, а при чтении всего 35%. Выступающий должен исключить излишнюю растянутость или чрезмерную поспешность речи, контролируя ее ритм.
Приемлемым считается темп 240 слогов в минуту. Особое внимание поэтому необходимо уделять паузам. Они в речи занимают 10-20%. По своему назначению паузы бывают разных видов и продолжительности. Так, существуют эмоциональные паузы, необходимые выступающему, когда он сильно взволнован, для того, чтобы успокоиться, дырявые - если не знает, что сказать, люфтпаузы - для выдоха и вдоха, драматические - подчеркнуть молчанием трагичность положения, грамматические - делаются на знаках препинания, мобилизационные - придают вес сообщению, педагогические - для лучшего усвоения материала.
Большое значение имеет и правильность самого изложения материала.
Грамотность, логичность, эмоциональная окраска - все это обязательное условие любого служебного контакта. Нужно следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударением (договор, эксперт, обеспечение, одновременно, созвонимся, валовой, оптовый и др.). Не рекомендуется использовать обороты, содержащие лишние слова: "абсолютно новый" вместо "новый", "предварительное планирование" вместо "планирование", "сотрудничать вместе" вместо "сотрудничать", "каждый в отдельности" вместо "каждый" и т.п. Большую осторожность необходимо соблюдать при употреблении иностранных слов. Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям.
Так, например, "промышленная индустрия" - слово "индустрия" и заключает в себе понятие промышленной; "форсировать строительство ускоренными темпами"- "форсировать" и означает "вести ускоренными темпами". Необходимо также помнить, что безличные конструкции часто прикрывают нежелание выступающего брать на себя ответственность, самостоятельно думать ("представляется целесообразным" - "я считаю целесообразным", "думается, что..." - "я думаю, что...), а употребление словесных "красивостей", преувеличение говорит о стремлении к перестраховке и показушничеству ("высказывать критику" - "высказывать пожелания", "что-то сделать" - "достигнуть целей, рубежей, горизонтов").
Большое значение при проведении делового совещания играет тон разговора.
Психологические исследования показывают, что люди часто ориентируются не на содержание высказывания, а на тон выступающего. Эмоциональное возбуждение оратора передается и слушателям. Психолог П. Вацлавек определил, что в процессе решения любой проблемы межличностные отношения играют доминирующую роль. Если отношения между людьми нарушены, то даже наилучшие аргументы не приводят к положительному результату. Этот феномен принято называть "моделью айсберга". Если все параметры, влияющие на решение проблемы, принять за "большую льдину" - 100%, то "часть над водой" (10-20%) - занимает предметная область, а "в воде" (80-90%) - область взаимоотношений.
Во избежание действия данного феномена, а также просто для его снижения одним из правил в учебных материалах Образовательного института компании "Фольксваген" является ориентация на цель переговоров, беседы, совещания, а не на проблему, на распознавание и выработку общих интересов, терпение и искренность.
Проанализировав не эффективно проведенные деловые беседы, совещания, заседания, переговоры, психологи, в качестве основных причин, мешающих продуктивному общению, выделяют следующие:
а) использование обидных, некорректных слов, различных колкостей;
б) попытки интерпретировать слова другого человека (например: "Ты
молчишь, потому что тебе нечего сказать");
в) использование различного рода метафор (например: "Ты краснеешь, как помидор", а в ответ: "А ты ни с чем лучше не мог меня сравнить");
г) использование слов "всегда", "никогда"; д) приписывание другому невысказанных им мыслей (например: "Ты думаешь..."); е) использование прямых указаний.
Систематизировав весь материал, необходимый для проведения совещания, проанализировав все нюансы эффективности своего выступления, руководитель должен определить стиль предстоящего мероприятия.
- Курс лекций кафедрального фонда
- 1.2 Отличительные особенности этики деловых отношений как профессиональной этики
- 1.3 Назначение деловой этики и ее структура
- 1.4 Социальные функции профессиональной этики
- 1.5 Этические принципы деловых отношений
- 1.6 Деловая этика и индивидуальная нравственность делового человека
- 1.7 Современные этические проблемы и моральные конфликты деловых отношений
- Правовой аспект межличностных отношений
- Экономический аспект межличностных отношений
- Этический аспект межличностных отношений
- Эмоциональный аспект межличностных отношений
- Гендерный аспект межличностных отношений
- 1.8 Деловая этика и конфликт интересов
- 1.9 Этика и управленческие решения в условия конфликта интересов
- Лекция 2 Этика и социальная ответственность организаций
- 2.1 Сущность социальной ответственности и этики современной организации
- 2.2 Формирование системы норм
- 2.3 Взаимодействие этических норм различного рода в процессе регулирования трудовых отношений
- 2.4 Проблема контроля качества деловой этики в организации
- 2.5 Критические сферы этического регулирования в организации
- 2.6 Методы повышения этического уровня организаций Организации используют разные методы и меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.
- 3.1 Сущность и проблемы управленческой этики
- 3.2 Профессиональная этика руководителя
- 3.3 Инструментарий, которым должен владеть руководитель в различных направлениях этики делового общения
- 3.4 Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
- 3.6 Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем
- 3.7 Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций
- 4.1 Общение как социально-психологическая проблема
- 4.2. Коммуникативность как фактор эффективности общения
- Лекция 5 Особенности делового общения
- Итак вспомним характеристики коммуникативной стороны общения. Коммуникативная сторона делового общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 1) Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
- Формы делового общения, их особенности.
- Это реакция на ту или иную информацию. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 5.4 Межнациональные различия невербального общения
- 5.8 Манипуляции в общении и их характеристики
- 6.1 Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи
- К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
- Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида и его коммуникативная культура, развивающая коммуникативность человека - его способность к общению.
- Средства выразительности речи в деловом выступлении
- Этапы подготовки речи
- I Докоммуникативная фаза
- II Коммуникативная фаза
- Структура выступления.
- 1) Вступление
- 2) Основная часть
- 3) Заключение
- 4 Способ выступления
- 5 Уловки оратора
- 1 Фразы
- 2 Паузы
- 3 Обращение к аудитории
- 4 Комплимент
- 5 Реакция аудитории
- 6 Приветствие и прощание.
- 7Язык жестов и поз
- 7.1 Сущность дистанционного общения
- 7.2 Этические нормы телефонного разговора. Этические нормы разговора по мобильному телефону
- 7.3 Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию деловых бумаг – писем, записок, отчетов
- 1. Состав информационно-справочных документов
- 7.4 Электронный этикет (Сетикет )
- 8.1 Деловой этикет: сущность и значение
- 8.2 Сущность понятия «имидж»
- 8.3 Этикет приветствий и представлений
- 8.4 Основные правила оформления и использования визитных карточек
- 9.1 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека
- 9.2 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик делового мужчины
- 9.3 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик деловой женщины
- Основные правила поведения в общественных местах.
- Правила поведения на деловых приемах.
- Правила обмена подарками при деловом общении.
- Лекция 10. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний
- 10.1 Правила подготовки и проведения деловой беседы
- 10.2 Правила проведения собеседования
- 10.3 Проведение переговоров с деловыми партнерами
- 11.1 Стратегия ведения переговоров
- 11.2 Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении деловой беседы и переговоров
- 11.3 Место и значение критики в процессе профессиональной деятельности
- Особенности конструктивной и деструктивной критики
- Лекция 12 Правила подготовки и проведения служебных совещаний
- 12.2 Временная и пространственная организация совещаний
- 12.3 Подготовка речи к совещанию
- 12.4. Особенности поведения участников совещания при решении проблем
- 12.5 Особенности структуры беседы при различных видах диалога, дискуссии
- 13.1. Основные понятия
- 13.2. Национальные особенности делового общения