2) Основная часть
Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:
- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
- хронологическое изложение;
- изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
- индуктивное изложение (от общего к частному).
Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время,
обязательно оставив его для заключения.
План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
Основные техники постановки вопросов
Чтобы сделать интерактивное общение плодотворным, необходимо научиться задавать вопросы, которые позволят активизировать процесс коммуникации и, в целом, позволят эффективно использовать время. Опыт психологов и педагогов подсказывает, что необходимо помнить о следующих несложных правилах:
Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.
Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.
Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть техникой постановки вопроса.
Какие бывают вопросы:
Информационные вопросы Задаются в том случае, если вы нуждаетесь в знаниях, опыте, советах другого. Необходимы для составления впечатления о чем-то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда открытые вопросы, т.е. вопрос всегда касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.
Контрольные вопросы Задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: Что вы об этом думаете? Считаете ли вы также как и я? Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле? Реакция собеседника подскажет, что делать дальше: идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад.
Вопросы для ориентации Позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или намерения. Это вопросы типа: Есть ли у вас вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? И к каким выводам вы при этом пришли? Поняли ли вы, какую цель преследуете? Механизм работы с этими вопросами: вопрос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.
Подтверждающие вопросы Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый раз согласился, то на решающий шестой не возразит. В любой разговор надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не разъединяет. Например: Вы придерживаетесь того мнения, что...? Наверняка вы тоже рады тому, что...?
Ознакомительные вопросы Познакомиться с мнением собеседника. Открытые вопросы: Каковы ваши цели? Довольны ли вы выполненной работой? На какой эффект вы рассчитываете?
Встречные вопросы Это искусный психологический прием. Вопросы позволяют сузить разговор и позволят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное "да".
Альтернативные вопросы Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов). Предполагают быстрые решения. "Или" - основной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего:... или ....? Когда: .... или ...?
Однополюсные вопросы Повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ. Результат такого вопроса - у собеседника складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ.
Удостоверяющие замечания Это очень удачный вопрос... Я рад, что вы задаете... То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что...
Направляющие вопросы Эти вопросы используются для того чтобы подать знак, когда выступать очередному докладчику. Также они позволяют выделить и передать более выразительно определенную тему дискуссии, а также замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы.
Провокационные вопросы Используются для установления того, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел. Вы действительно считаете, что..? Вы уверены, что...?
Открывающие вопросы Это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заинтересованности при котором возникает состояние положительного ожидания. Если бы я смог предложить вам решение ... нашли бы вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?
Заключительные вопросы Вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило, задаются после одного-двух подтверждающих вопросов. Смог ли я вас убедить в том, что...? Заметили ли вы...? А затем (без перехода) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает? Где могут быть применены эти знания?
Основные правила риторики, описанные ниже, являются универсальными, т.е. они применимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления.
Все правила риторики можно разделить по хронологическому принципу на несколько условных групп:
предварительная отработка навыков риторики;
непосредственная подготовка к выступлению;
поведение во время выступления.
Предварительная отработка навыков риторики может предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать общую готовность к работе с аудиторией. Ими могут быть, например:
выступление перед воображаемой аудиторией с предварительным заданием тематики и состава слушателей;
отработка определений каких-либо терминов и понятий, используемых в профессиональной деятельности;
использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений и т.п.
Непосредственная подготовка к выступлению является весьма важным этапом отработки навыков и правил риторики. Зачастую этот этап игнорируется из-за дефицита времени или излишней самоуверенности в собственных силах. В этой связи следует помнить, что нередко о профессиональных качествах специалиста судят по его выступлению, и оно, в свою очередь, служит средством самореализации, является возможностью заявить о себе.
В общем случае может быть рекомендована следующая структура выступления, которая корректируется и наполняется конкретным содержанием в зависимости от тематики, регламента выступления, подготовленности слушателей и т.п.:
вступление, стержневая идея выступления;
краткая история рассматриваемой проблемы;
тенденции развития проблемы;
накопленный опыт (положительный и отрицательный) решения проблемы;
предложения по решению проблемы; заключение.
При подготовке к выступлению следует помнить, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если выступающий зачитывает готовый текст. В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. К этим преимуществам следует отнести:
варьирование тональности выступления;
возможность выделения главных мыслей, акцентирования внимания слушателей на отдельных элементах выступления;
использование стилистических форм повышения выразительности речи (риторических вопросов, форм диалога и т.д.).
Поведение во время выступления должно способствовать достижению его целей, реализации подготовленного плана выступления (при необходимости - его оперативной корректировке), использованию продуманных заранее преимуществ устной речи. В то же время манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления и составу аудитории.
- Курс лекций кафедрального фонда
- 1.2 Отличительные особенности этики деловых отношений как профессиональной этики
- 1.3 Назначение деловой этики и ее структура
- 1.4 Социальные функции профессиональной этики
- 1.5 Этические принципы деловых отношений
- 1.6 Деловая этика и индивидуальная нравственность делового человека
- 1.7 Современные этические проблемы и моральные конфликты деловых отношений
- Правовой аспект межличностных отношений
- Экономический аспект межличностных отношений
- Этический аспект межличностных отношений
- Эмоциональный аспект межличностных отношений
- Гендерный аспект межличностных отношений
- 1.8 Деловая этика и конфликт интересов
- 1.9 Этика и управленческие решения в условия конфликта интересов
- Лекция 2 Этика и социальная ответственность организаций
- 2.1 Сущность социальной ответственности и этики современной организации
- 2.2 Формирование системы норм
- 2.3 Взаимодействие этических норм различного рода в процессе регулирования трудовых отношений
- 2.4 Проблема контроля качества деловой этики в организации
- 2.5 Критические сферы этического регулирования в организации
- 2.6 Методы повышения этического уровня организаций Организации используют разные методы и меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.
- 3.1 Сущность и проблемы управленческой этики
- 3.2 Профессиональная этика руководителя
- 3.3 Инструментарий, которым должен владеть руководитель в различных направлениях этики делового общения
- 3.4 Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
- 3.6 Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем
- 3.7 Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций
- 4.1 Общение как социально-психологическая проблема
- 4.2. Коммуникативность как фактор эффективности общения
- Лекция 5 Особенности делового общения
- Итак вспомним характеристики коммуникативной стороны общения. Коммуникативная сторона делового общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 1) Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
- Формы делового общения, их особенности.
- Это реакция на ту или иную информацию. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 5.4 Межнациональные различия невербального общения
- 5.8 Манипуляции в общении и их характеристики
- 6.1 Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи
- К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
- Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида и его коммуникативная культура, развивающая коммуникативность человека - его способность к общению.
- Средства выразительности речи в деловом выступлении
- Этапы подготовки речи
- I Докоммуникативная фаза
- II Коммуникативная фаза
- Структура выступления.
- 1) Вступление
- 2) Основная часть
- 3) Заключение
- 4 Способ выступления
- 5 Уловки оратора
- 1 Фразы
- 2 Паузы
- 3 Обращение к аудитории
- 4 Комплимент
- 5 Реакция аудитории
- 6 Приветствие и прощание.
- 7Язык жестов и поз
- 7.1 Сущность дистанционного общения
- 7.2 Этические нормы телефонного разговора. Этические нормы разговора по мобильному телефону
- 7.3 Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию деловых бумаг – писем, записок, отчетов
- 1. Состав информационно-справочных документов
- 7.4 Электронный этикет (Сетикет )
- 8.1 Деловой этикет: сущность и значение
- 8.2 Сущность понятия «имидж»
- 8.3 Этикет приветствий и представлений
- 8.4 Основные правила оформления и использования визитных карточек
- 9.1 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека
- 9.2 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик делового мужчины
- 9.3 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик деловой женщины
- Основные правила поведения в общественных местах.
- Правила поведения на деловых приемах.
- Правила обмена подарками при деловом общении.
- Лекция 10. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний
- 10.1 Правила подготовки и проведения деловой беседы
- 10.2 Правила проведения собеседования
- 10.3 Проведение переговоров с деловыми партнерами
- 11.1 Стратегия ведения переговоров
- 11.2 Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении деловой беседы и переговоров
- 11.3 Место и значение критики в процессе профессиональной деятельности
- Особенности конструктивной и деструктивной критики
- Лекция 12 Правила подготовки и проведения служебных совещаний
- 12.2 Временная и пространственная организация совещаний
- 12.3 Подготовка речи к совещанию
- 12.4. Особенности поведения участников совещания при решении проблем
- 12.5 Особенности структуры беседы при различных видах диалога, дискуссии
- 13.1. Основные понятия
- 13.2. Национальные особенности делового общения