1) Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Стереотипизация - это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.
Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.
Рефлексия - это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:
1) люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку;
2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем. При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) события или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности. Люди оценивают друг друга обычно исходя из собственных представлений о красоте, уровня своего интеллекта и нравственной воспитанности. Люди с невысоким уровнем интеллекта склонны судить об окружающих, пользуясь осознанными оценками «хороший - плохой», люди с более высоким уровнем интеллекта воспринимают партнера по общению, анализируя и оценивая его разнообразные личностные качества - как положительные, так и отрицательные.
На восприятие людьми друг друга влияет и ряд психологических эффектов, которые были рассмотрены нами раньше. В частности, обратим внимание на эффект ореола и эффект стереотипизации.
Эффект ореола проявляется в том, что информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на созданный ранее образ. Этот образ исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию. Эффект стереотипизации означает классификацию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. социальным стереотипам. Стереотипы формируются на основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности. Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность.
Поведение индивида может меняться в процессе общения. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний.
Восприятие - процесс контролируемый, его можно изменять при помощи волевых усилий. В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия, т. е. самоподачи. Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.
Интерактивная сторона делового общения заключается в организации взаимодействия между партнерами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей и проявляется как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей. Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:
* максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
* максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
* максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
* максимизация выигрыша другого (альтруизм);
* минимизация выигрыша другого (агрессия);
* минимизация различий в выигрышах (равенство).
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм- принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, до правил вежливости. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли во взаимодействии с другими людьми.
При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
* Сотрудничество - общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
* Противоборство - общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;
* Уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
* Однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
* Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
* Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Интерактивная сторона общения по своей сущности - это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния). Однако на пути подобных воздействий от противоречащих им стоит психологическая защита -- своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения, от нежелательных.
Основным средством делового общения в любом случае является речь, которая осуществляется посредством языка — знаковой системы, которая кодирует информацию в том или ином виде.
5.2 Виды, формы делового общения и их основные характеристики
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи.
Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами. По средствам общение может быть: непосредственным и опосредованным. По контингенту участников: межличностным, личностно-групповым и массовым. По длительности выделяют: кратковременное и длительное. По степени завершенности: законченное и незаконченное.
Общим требованием к деловому общению считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Деловое общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Этапы общения:
• установка контакта (знакомство, понимание другого человека);
• ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
• обсуждение интересующей проблемы;
• решение проблемы;
• завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты строятся на партнерских началах, исходят из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Вербальное и невербальное деловое общение и их взаимосвязь. В зависимости от используемых средств вербальное и невербальное общение. Вербальное общение (от лат. verbalis -- словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.связь этих видов общения заключается во взаимном дополнении. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Рассмотренная схема играет определённую положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включён в более сложное явление – общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее. Для этого нужно обратиться к невербальным знаковым системам, которые включены в общение помимо речи.
Виды делового общения по способу обмена информацией — устное и письменное. Устные виды, в свою очередь, подразделяются на монологические и диалогические формы.
К монологическим формам общения относят приветственную речь; торговую (реклама); информационную; доклад (на заседании, собрании).
Диалогические формы делового общения:
деловой разговор (кратковременный контакт, преимущественно на одну
тему);
деловая беседа (обмен сведениями, сопровождающийся принятием решений);
переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу);
интервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения);
дискуссия; совещание (собрание);
пресс-конференция; контактный деловой разговор (непосредственный, «живой» диалог); телефонный разговор.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения — это служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и. объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию деловое общение может быть разделено на:
материальное — обмен предметами и продуктами деятельности; когнитивное — обмен знаниями;
мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
деятелъностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения:
непосредственное, которое осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.;
опосредованное— связанное с использованием специальных средств и орудий (письма, телефакс и др.);
прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения (телефонный разговор, прямой эфир и др.);
косвенное — осуществляется через посредников (другие люди). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
- Курс лекций кафедрального фонда
- 1.2 Отличительные особенности этики деловых отношений как профессиональной этики
- 1.3 Назначение деловой этики и ее структура
- 1.4 Социальные функции профессиональной этики
- 1.5 Этические принципы деловых отношений
- 1.6 Деловая этика и индивидуальная нравственность делового человека
- 1.7 Современные этические проблемы и моральные конфликты деловых отношений
- Правовой аспект межличностных отношений
- Экономический аспект межличностных отношений
- Этический аспект межличностных отношений
- Эмоциональный аспект межличностных отношений
- Гендерный аспект межличностных отношений
- 1.8 Деловая этика и конфликт интересов
- 1.9 Этика и управленческие решения в условия конфликта интересов
- Лекция 2 Этика и социальная ответственность организаций
- 2.1 Сущность социальной ответственности и этики современной организации
- 2.2 Формирование системы норм
- 2.3 Взаимодействие этических норм различного рода в процессе регулирования трудовых отношений
- 2.4 Проблема контроля качества деловой этики в организации
- 2.5 Критические сферы этического регулирования в организации
- 2.6 Методы повышения этического уровня организаций Организации используют разные методы и меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.
- 3.1 Сущность и проблемы управленческой этики
- 3.2 Профессиональная этика руководителя
- 3.3 Инструментарий, которым должен владеть руководитель в различных направлениях этики делового общения
- 3.4 Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
- 3.6 Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем
- 3.7 Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций
- 4.1 Общение как социально-психологическая проблема
- 4.2. Коммуникативность как фактор эффективности общения
- Лекция 5 Особенности делового общения
- Итак вспомним характеристики коммуникативной стороны общения. Коммуникативная сторона делового общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 1) Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
- Формы делового общения, их особенности.
- Это реакция на ту или иную информацию. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 5.4 Межнациональные различия невербального общения
- 5.8 Манипуляции в общении и их характеристики
- 6.1 Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи
- К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
- Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида и его коммуникативная культура, развивающая коммуникативность человека - его способность к общению.
- Средства выразительности речи в деловом выступлении
- Этапы подготовки речи
- I Докоммуникативная фаза
- II Коммуникативная фаза
- Структура выступления.
- 1) Вступление
- 2) Основная часть
- 3) Заключение
- 4 Способ выступления
- 5 Уловки оратора
- 1 Фразы
- 2 Паузы
- 3 Обращение к аудитории
- 4 Комплимент
- 5 Реакция аудитории
- 6 Приветствие и прощание.
- 7Язык жестов и поз
- 7.1 Сущность дистанционного общения
- 7.2 Этические нормы телефонного разговора. Этические нормы разговора по мобильному телефону
- 7.3 Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию деловых бумаг – писем, записок, отчетов
- 1. Состав информационно-справочных документов
- 7.4 Электронный этикет (Сетикет )
- 8.1 Деловой этикет: сущность и значение
- 8.2 Сущность понятия «имидж»
- 8.3 Этикет приветствий и представлений
- 8.4 Основные правила оформления и использования визитных карточек
- 9.1 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека
- 9.2 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик делового мужчины
- 9.3 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик деловой женщины
- Основные правила поведения в общественных местах.
- Правила поведения на деловых приемах.
- Правила обмена подарками при деловом общении.
- Лекция 10. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний
- 10.1 Правила подготовки и проведения деловой беседы
- 10.2 Правила проведения собеседования
- 10.3 Проведение переговоров с деловыми партнерами
- 11.1 Стратегия ведения переговоров
- 11.2 Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении деловой беседы и переговоров
- 11.3 Место и значение критики в процессе профессиональной деятельности
- Особенности конструктивной и деструктивной критики
- Лекция 12 Правила подготовки и проведения служебных совещаний
- 12.2 Временная и пространственная организация совещаний
- 12.3 Подготовка речи к совещанию
- 12.4. Особенности поведения участников совещания при решении проблем
- 12.5 Особенности структуры беседы при различных видах диалога, дискуссии
- 13.1. Основные понятия
- 13.2. Национальные особенности делового общения