logo
Экономика деловых отношений

2.1 Сущность социальной ответственности и этики современной организации

В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

Американский историк Э. Лейтон-мл. относит зарождение концеп­ции социальной ответственности бизнеса к концу XIX—началу XX в. Первоначальное распространение она получила в среде американских инженеров, видевших в демонстрации "большого чувства социальной ответственности" путь к повышению социального престижа своей про­фессии. Через некоторое время указанную концепцию начали связы­вать с бизнесом. В 20-х годах в американских деловых кругах широкое распространение получила концепция "служения", согласно которой фирмы должны иметь и другие цели, кроме "делания денег". Деятель­ность ради этих целей, не имеющих отношения к прибыли, была объе­динена одним понятием — "служение".

Концепция "служения" оказалась недолговечной (по причине как ее недостаточной ясности и проработанности, так и сложного эконо­мического положения в конце 20-х годов) и постепенно утратила свою популярность в деловых кругах. В последующие два десятилетия на сме­ну ей приходит концепция "социальной ответственности", сначала имевшая преимущественно теоретический характер, а после второй мировой войны распространившаяся и в деловых кругах. Основу совре­менного подхода к социальной ответственности корпораций заложила опубликованная в 1953г. книга американского экономиста Г. Боуэна "Социальная ответственность бизнесмена", где автор сформулировал доктрину социальной ответственности как обязанность бизнесменов про­водить ту политику, принимать те решения и следовать тем направле­ниям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и цен­ностей общества.

Общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

Следовательно, с одной стороны, организация — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

С другой стороны, организация — это нечто большее, чем экономическая система. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.

Существует различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов: например, как обеспечить охрану окружающей среды, как осуществлять наем на работу, каковы минимальные требования по безопасности продукции и т. п. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом не может считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие обязательства перед обществом.

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

Во многих отношениях понятие корпоративной социальной от­ветственности является мостом между макро- и микроуровнем приня­тия этических решений. В экономической теории решения на уровне фирмы принято относить к микроуровню (микроэкономика), но в этике  вполне обоснованно их рассмотрение на некотором промежу­точном уровне. Это связано с тем, что, как правило, важную роль в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности играет государство. В области социальной ответственности часто наблюдается своего рода "демонстрационный эффект". Другими словами, какая-нибудь фирма действует столь дос­тойным образом, что создает определенную этическую тенденцию, ко­торой следуют другие. Так, фирма N мгновенно отре­агировала на случаи отравления "Тайленолом", одним из своих медицинских препаратов, в Чикаго, объявив запрет на его использова­ние в масштабе страны. Это способствовало установлению более высо­кого уровня ответственности за продукцию в других фармацевтических компаниях. Следовательно, представляется оправданным рассматривать корпоративную социальную ответственность как своего рода мост между макро- и микроуровнем принятия этических решений.

Один из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли. Есть ли у бизнеса обязанности перед обще­ством, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дис­криминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.? В специальной литературе эта проблема была названа проблемой корпора­тивной социальной ответственности.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразуме­вает определенный уровень добровольного отклика на социальные про­блемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отноше­нию к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований.К проявле­ниям социально ответственного поведения относятся: благотворитель­ность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх преду­смотренного законом) информирование заинтересованных лиц о про­дукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

Колумбийский университет (США) учредил премию за достижения фирм в области социально ответственного поведения. Среди обладате­лей этой почетной награды — фирма «Леви Страусс», крупнейший в мире производитель одежды, на 140 предприятиях которой во всем мире тру­дятся около 44 тыс. человек. Фирма выделяет 2,4% своего дохода на благотворительные цели. Значительная часть этой суммы идет на соци­альные программы в тех местностях, в которых фирма ведет свои опе­рации. К последним относятся, например, создание организаций, по­могающих испаноязычным американцам в штате Нью-Мексико; организация сиротского приюта в Аргентине; бурение скважин и по­ставка насосов для филиппинской рыбацкой деревни в целях обеспече­ния жителей питьевой водой; создание добровольных отрядов меди­цинской помощи, а также общественных клиник в ряде городов.