logo
Экономика деловых отношений

Эмоциональный аспект межличностных отношений

Эмоциональный аспект межличностных отношений состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов.

Каждый человек имеет потребность в установлении близких отношений, Однако человек, плохо социально адаптированный, находится в сильном двойном зажиме: остро переживая недостаток или несоответствие общения своим ожиданиям, он усугубляет свой кризис такими состояниями (именно состояниями, а не чувствами), как обида, злость, недоверие, вина, жажда мщения и т.д. Такие противоположные тенденции создают на пути человека множество препятствий и проблем, таких, например, как невротический страх близости, в основе которого лежит страх быть отверженным, обиженным, брошенным.

Кроме того, здесь существует и другая трудность, если межличностные контакты характеризовались прежде эмоциональной пустотой, опосредованностью роли отвергаемого, его статусом, а также носили однополый характер, чем и были ограничены.

В связи с этим может возникать множество межличностных конфликтов, обусловленных как субъективными предпосылками (установка на непонимание у партнера и непринятие партнера со стороны его оппонента), так и объективными предпосылками (разницей социальных статусов), а также конфликты, связанные с комплексом человека по поводу его прошлого.

Задача руководителя, психолога или просто близкого друга, родственника состоит в коррекции у социального партнера установок на общение, обучении его навыкам взаимодействия в проблемных для него ситуациях. Очевидным здесь является то, что проблемными для человека будут именно ситуации установления наиболее близких отношений и контактов, а также способы прерывания отношений с людьми, которые, по его мнению, представляют для него угрозу.

Итак, задача значимых для человека людей - развитие у него социального интеллекта (коммуникативной компетентности и психологической проницательности).