13.1. Основные понятия
Международный деловой этикет – результат длительного отбора правил и норм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в международных деловых отношениях. Установление прочных деловых связей и отношений с зарубежными партнерами обязывает знать и уметь использовать принципы и правила делового этикета различных стран.
Международный этикет включает в себя нравственные и поведенческие установки различных социальных и национальностей групп. Знание и соблюдение элементарных правил и норм этики и этикета, способствует более эффективному повседневному, деловому, а также международному общению.
В связи с увеличением интенсивности международных контактов особое внимание направлено на изучение процесса общения представителей разных национальностей. Национально–культурная специфика оказывает огромное влияние на эффективность общения. Когда в контакт вступают представители разных национальных культур, даже говоря на одном языке, каждый представитель действует по своей национальной модели поведения, иногда весьма резко отличающейся от модели поведения другого представителя.
В каждой стране и у каждого народа существуют традиции и обычаи общения и этики. Итак, участники международного общения должны придерживаться единых норм и правил, но национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значительными в деловых отношениях. Современный деловой человек должен знать, уважать и уметь применять формы общения, принятые в стране его собеседника.
Национальные особенности – стили, типичные для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Объективно описать национальный стиль делового общения практически невозможно, поскольку всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов.
Национальный стиль – это наиболее распространенные, вероятные особенности мышления, восприятия, поведения.
В основе делового этикета также лежат черты национального характера. Национальный характер – это нечто приобретенное во время взаимодействий внутри определенного сообщества людей на протяжении многовековой истории; совокупность важнейших способов общения, сложившаяся на основании системы ценностей данного общества, которая усваивается им как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Итак, участники международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значимыми при деловых отношениях. Прежде чем описывать национальные особенности сделаем несколько уточнений. Во-первых, под национальными стилями мы понимаем стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Так, китаец, живущий в США и ведущий переговоры от американской компании, в определенной мере может сохранить черты, присущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение на переговорах. Однако в целом его стиль ведения переговоров будет скорее американским, поскольку на формирование переговорного стиля в большей степени оказывают те условия, в которых человек работает и то, от имени какой страны он ведет переговоры. Во-вторых, необходимо учитывать, что практически невозможно "абсолютно объективно описать" национальный стиль делового общения. Всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов. В-третьих, национальный стиль - это наиболее распространенные, наиболее вероятные особенности мышления, восприятия поведения. Они не будут обязательными чертами, характерными для всех представителей описываемой страны, а только типичными для них.
При межнациональном общении в случае отсутствия языкового понимания на первый план выходят мимика и жесты. Совокупность мимики, жестов и поз – это настоящий, хотя и бессловесный, язык. Но, как и всякий язык, у каждого народа он свой. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно иное толкование. Поэтому для успешного общения с представителями других государств необходимо изучить те невербальные формы общения (жесты, пространственно–временную организацию общения, позы, мимику), которые приняты в их стране.
- Курс лекций кафедрального фонда
- 1.2 Отличительные особенности этики деловых отношений как профессиональной этики
- 1.3 Назначение деловой этики и ее структура
- 1.4 Социальные функции профессиональной этики
- 1.5 Этические принципы деловых отношений
- 1.6 Деловая этика и индивидуальная нравственность делового человека
- 1.7 Современные этические проблемы и моральные конфликты деловых отношений
- Правовой аспект межличностных отношений
- Экономический аспект межличностных отношений
- Этический аспект межличностных отношений
- Эмоциональный аспект межличностных отношений
- Гендерный аспект межличностных отношений
- 1.8 Деловая этика и конфликт интересов
- 1.9 Этика и управленческие решения в условия конфликта интересов
- Лекция 2 Этика и социальная ответственность организаций
- 2.1 Сущность социальной ответственности и этики современной организации
- 2.2 Формирование системы норм
- 2.3 Взаимодействие этических норм различного рода в процессе регулирования трудовых отношений
- 2.4 Проблема контроля качества деловой этики в организации
- 2.5 Критические сферы этического регулирования в организации
- 2.6 Методы повышения этического уровня организаций Организации используют разные методы и меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.
- 3.1 Сущность и проблемы управленческой этики
- 3.2 Профессиональная этика руководителя
- 3.3 Инструментарий, которым должен владеть руководитель в различных направлениях этики делового общения
- 3.4 Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
- 3.6 Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем
- 3.7 Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций
- 4.1 Общение как социально-психологическая проблема
- 4.2. Коммуникативность как фактор эффективности общения
- Лекция 5 Особенности делового общения
- Итак вспомним характеристики коммуникативной стороны общения. Коммуникативная сторона делового общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 1) Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
- Формы делового общения, их особенности.
- Это реакция на ту или иную информацию. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
- 5.4 Межнациональные различия невербального общения
- 5.8 Манипуляции в общении и их характеристики
- 6.1 Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи
- К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
- Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида и его коммуникативная культура, развивающая коммуникативность человека - его способность к общению.
- Средства выразительности речи в деловом выступлении
- Этапы подготовки речи
- I Докоммуникативная фаза
- II Коммуникативная фаза
- Структура выступления.
- 1) Вступление
- 2) Основная часть
- 3) Заключение
- 4 Способ выступления
- 5 Уловки оратора
- 1 Фразы
- 2 Паузы
- 3 Обращение к аудитории
- 4 Комплимент
- 5 Реакция аудитории
- 6 Приветствие и прощание.
- 7Язык жестов и поз
- 7.1 Сущность дистанционного общения
- 7.2 Этические нормы телефонного разговора. Этические нормы разговора по мобильному телефону
- 7.3 Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию деловых бумаг – писем, записок, отчетов
- 1. Состав информационно-справочных документов
- 7.4 Электронный этикет (Сетикет )
- 8.1 Деловой этикет: сущность и значение
- 8.2 Сущность понятия «имидж»
- 8.3 Этикет приветствий и представлений
- 8.4 Основные правила оформления и использования визитных карточек
- 9.1 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека
- 9.2 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик делового мужчины
- 9.3 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик деловой женщины
- Основные правила поведения в общественных местах.
- Правила поведения на деловых приемах.
- Правила обмена подарками при деловом общении.
- Лекция 10. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний
- 10.1 Правила подготовки и проведения деловой беседы
- 10.2 Правила проведения собеседования
- 10.3 Проведение переговоров с деловыми партнерами
- 11.1 Стратегия ведения переговоров
- 11.2 Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении деловой беседы и переговоров
- 11.3 Место и значение критики в процессе профессиональной деятельности
- Особенности конструктивной и деструктивной критики
- Лекция 12 Правила подготовки и проведения служебных совещаний
- 12.2 Временная и пространственная организация совещаний
- 12.3 Подготовка речи к совещанию
- 12.4. Особенности поведения участников совещания при решении проблем
- 12.5 Особенности структуры беседы при различных видах диалога, дискуссии
- 13.1. Основные понятия
- 13.2. Национальные особенности делового общения