logo search
B120899

Глава 3. Правовые аспекты Корпоративного управления

Одним из наиболее распространенных способов трансформации собственности во всем мире является приватизация. Интересное и содержательное исходное определение приватизации приводят германские ученые.

"Под приватизацией в широком смысле этого слова понимается передача государством прав собственности своим гражданам, перемещение сферы социальных услуг в частный сектор, а также ограничение активности государства, чтобы предоставить больший простор частной инициативе. Приватизационные программы разрабатывались во многих государствах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), особенно в государствах-участниках Европейского сообщества, в Африке, Азии и Латинской Америке, а в последнее время также в Центральной и Восточной Европе.

Во всех этих странах процессы приватизации протекают под существенным влиянием политических и экономических факторов как результатов соответствующих финансовых и социальных условий. Политической целью приватизации является изменение и улучшение отношений между государством и экономикой, равно как и укрепление позиций правительств и рынков, улучшение конкуренции в рамках национальной экономики и эффективности предприятий, усиление национальных рынков капитала и широкое распределение собственности среди предпринимателей" [23].

Для отечественной практики важен зарубежный правовой опыт различных стран, который внимательно оценивается в рабочих обзорах Всемирного Банка (носящих, правда, неофициальный характер).

В частности, рабочие обзоры №89 выпускались в 1994 г. с целью стимулирования дискуссии и представления замечаний, а также представления результатов разработок, осуществляемых Всемирным Банком, сообществу развивающихся стран. При цитировании и использовании материалов настоящих обзоров рекомендовалось принимать во внимание их предварительный характер.

Изложенные в обзоре обобщенные данные, трактовки и выводы полностью принадлежали авторам обзора и не должны были в какой -либо форме рассматриваться как представляющие точку зрения Всемирного Банка, входящих в его систему организаций, членов Совета исполнительных директоров или представляемых ими стран. Любые карты, включенные в текст, были подготовлены только для удобства читателей. Обозначение и способ представления содержащихся в них материалов не подразумевал выражение какого-либо мнения со стороны Всемирного Банка, входящих в его систему организаций, его Совета стран-участниц относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района, либо их властей, или относительно делимитации их границ или национальной принадлежности [14].

В части второй рассматриваемых обзоров подробно проанализированы способы приватизации в Канаде, Чили, Италии, Малайзии, Испании, Шри-Ланке и Того [15].

Таким образом, применительно к российской правовой практике можно сформулировать несколько основных вопросов.

Как же выглядит в целом, согласно имеющимся данным, масштабная обобщенная картина российской экономики, ее приватизации и акционирования по состоянию на 1999 г.?

Как обстоят дела с отечественной собственностью, как государственной так и акционерной, а также участием государства в акционировании и владении соответствующими пакетами акций?

То есть, каковы к сегодняшнему моменту практические результаты, которые дало правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ?

В целом в настоящее время к основным видам государственной собственности относятся:

  • государственные унитарные предприятия и казенные предприятия;

  • пакеты акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

  • федеральная недвижимость;

  • собственность России за рубежом.

    В федеральной собственности по состоянию на 1 января 1996 г. находилось 4 200 пакетов акций, 29 000 государственных унитарных предприятий, 1 200 объектов недвижимости за рубежом. По величине доли в уставном капитале акционерных обществ пакеты акций, находящихся в федеральной собственности, распределялись до 25% – 1400, "золотая акция" – 631.

    Ныне стратегической целью Правительства России является приведение размерности государственного пакета акций в соответствие с возможностями государства по их эффективному управлению.

    К числу акционерных обществ, акции которых закрепляются в федеральной собственности, должны относиться общества, попадающие в одну из трех групп:

    1) работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;

    2) занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;

    3) пакеты акций которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в оборонной отрасли, на транспорте и в иных отраслях экономики.

    В России при формировании перечня "стратегических АО" учитывается, что закрепленные в федеральной собственности пакеты акций акционерных обществ, вошедших во вторую и третью группы, размером менее 25% не позволяют государству эффективно участвовать в работе органов управления таких акционерных обществ.

    Такое участие может дать специальное право ("золотая акция"), введение которого (в соответствии со ст. 5 Закона о приватизации) возможно при принятии решения о продаже закрепленных акций. Учитывая, что эта группа включает 1 400 акционерных обществ, продажа их акций позволит существенно пополнить федеральный бюджет.

    Сегодня приватизация государственной собственности по-прежнему является важным направлением институциональных реформ. К настоящему времени в стране приватизировано 126,8 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% валового национального продукта. Этот сектор уже стал доминирующим в экономике России.

    В 1999-2000 гг. значительным по объемам торгового оборота останется рынок государственных ценных бумаг, однако сегмент, занимаемый ими на российском фондовом рынке, будет постепенно уменьшаться. По нашему мнению, может увеличиться доля долгосрочных ценных бумаг. Одновременно будет упорядочен контроль за выпуском долговых ценных бумаг муниципальными и региональными органами власти.

    Снижение доходности по государственным долговым обязательствам, как нам кажется, создаст предпосылки для выхода предприятий на рынок капиталов с целью привлечения инвестиционных ресурсов для модернизации основных средств и развития производства. При этом основную часть предложения на рынке корпоративных ценных бумаг будут формировать около 200 крупнейших акционерных обществ, производящих 3/4 промышленной продукции.

    По имеющимся экспертным оценкам, помимо двухсот крупнейших корпораций, еще около восьмисот "средних" (по российским стандартам) корпораций будут иметь возможность выйти на рынок капиталов. Таким образом, общее количество российских акционерных обществ, которые будут формировать спрос на капитал через механизмы рынка ценных бумаг, к 2000 г. может достигнуть порядка 1 000.

    Вместе с тем совершенствование законодательной базы и укрепление судебной системы создадут необходимую основу для борьбы с преступностью в сфере экономики, а также коррупцией.

    Для повышения эффективности проводимых работ по правовому реформированию российского общества, особенно в сфере социально-экономических отношений, должна проводиться целенаправленная и систематическая деятельность в области правового воспитания населения.

    Именно поэтому хочется обратить внимание на то, что в исследованиях проводимых в данной книге определяющими являются не факты деятельности отдельных акционерных обществ, а общая картина их деятельности. В этой связи возникает несколько вопросов.

    Как же обстоят сегодня дела в основных отраслях экономики? Как сказались на ней процессы акционирования? О какой динамике и тенденциях может идти речь?

    Электроэнергетика. К началу 1998 г. одна из крупнейших корпораций РАО ЕЭС России объединяла в параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема Востока работает изолированно от ЕЭС России. От сетей ЕЭС России осуществляется экспорт электроэнергии в Финляндию, Норвегию, Монголию и Китай. Производство электроэнергии а России в 1997 г. составило 834 млрд. кВт. ч против 1082,5 млрд. кВт. ч в 1990 г., т. е. уменьшилось на 23%.

    За последние годы российская электроэнергетика претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, централизованно управляемой государственной системы, к полностью акционированной и частично приватизированной структуре энергетических компаний, работающих на федеральном и региональном уровнях.

    Необходимо отметить, что к настоящему времени созданы:

    а) на федеральном уровне – корпорация РАО "ЕЭС России", активы которой состоят из имущества, образующего общесистемные высоковольтные линии электропередач и систему диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значения, акций дочерних региональных акционерных обществ энергетики и электрификации. Контрольный пакет акций государства в РАО "ЕЭС России" составляет 52,7%;

    б) на региональном уровне – 73 акционерных общества энергетики и электрификации.

    Нефтяная промышленность. В нефтяном комплексе практически завершены институциональные преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике. Созданы вертикально интегрированные акционерные корпорации "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Сиданко", "Славнефть", "Восточная нефтяная компания" (ОАО "ВНК"), Оренбургская нефтяная акционерная компания ("ОНАКО"), ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания" ("СИБУР"), "Тюменская нефтяная компания" (ТНК), "Сибирская нефтяная компания", ОАО "НОРСИ-ойл", ОАО "Востсибнефтегаз", "Нефтяная компания "Коми-ТЭК" и две акционерных корпорации по транспортировке нефти и нефтепродуктов "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

    Идет совершенствование структур управления в компаниях и акционерных обществах. Нефтяные корпорации проводят работу по централизации управления вошедшими в них организациями. Осуществляется переход на единые акции и преобразование дочерних акционерных обществ в филиалы. При этом создается единая финансовая система, позволяющая концентрировать инвестиционные ресурсы на решение важнейших проектов.

    Нефтяные корпорации – акционерные общества координируют работу своих организаций в области разведки, обустройства и эксплуатации месторождений, транспорта, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Добыча нефти в 1997 г. составила 305,8 млн. тонн или 101,5% к уровню 1996 г.

    Газовая промышленность наиболее устойчивая в российской экономике. В настоящее время газ прочно занял лидирующее место в производстве топливно-энергетических ресурсов, и его доля в ТЭК составляет около 50%. Добыча газа осуществляется корпорациями – Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" – и нефтедобывающими предприятиями.

    Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство 94% газа. Оно объединяет в целостную технологическую и организационную структуру 42 дочерних предприятия, расположенных в различных регионах России и составлявших Единую систему газоснабжения. Эти предприятия обеспечивают полный производственный цикл от бурения скважин до поставки газа потребителям.

    Геологоразведочная отрасль. В ней приватизировано 163 предприятия, или 47% от общего числа организаций и предприятий, подлежащих приватизации. В отношении 79 предприятий Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 942 приватизация запрещена.

    Ныне геологическим изучением недр занимаются 230 государственных федеральных предприятий и организаций, 26 государственных геологических предприятий субъектов Федерации, около 240 акционерных обществ со смешанной и частной формами собственности.

    В черной металлургии сейчас практически уже завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.

    По всем остальным предприятиям предусматривается реализация на аукционах и конкурсах всего пакета акций. В настоящее время по большинству предприятий реализованы на чековых и денежных аукционах от 29 до 40% акций. Остались в распоряжении Российского Фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные к продаже на коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями или денежных аукционах.

    Надо отметить, что большое внимание к предприятиям металлургического комплекса проявляют банковские структуры. АКБ "Российский кредит" владеет акциями ОАО "Стойленский ГОК", ОАО "Михайловский ГОК", ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Орловский сталеплавильный завод", Фирма "Гленкор", приобретя крупный пакет акций через свои аффилированные лица, установила, контроль на ОАО "Мечел".

    Цветная металлургия. В отрасль входит 145 предприятий, добывающих и непосредственно производящих металлопродукцию, а также 800 предприятий, производящих золотую, алмазную и ювелирную продукцию.

    Сложности текущего периода для предприятий цветной металлургии выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала).

    Особое внимание в ближайшие годы в отрасли будет уделяться созданию финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации.

    В цветной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.

    Химический комплекс. Предприятия отрасли производят десятки тысяч видов продукции различного назначения. В комплексе функционирует 580 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью работавших более 900 тыс. чел.

    К настоящему времени большинство крупных и средних предприятий отрасли преобразовано в акционерные общества (на начало 1998 г. приватизировано 92% предприятий). В государственной собственности в настоящее время находятся 97 государственных унитарных предприятий. В ближайшее время процесс преобразования государственных предприятий и организаций в акционерные общества будет практически завершен, за исключением предприятий не подлежащих приватизации.

    В химической и нефтехимической промышленности продолжается процесс формирования крупных корпоративных объединений – финансово-промышленных групп. В настоящее время созданы и функционируют ФПГ "Эксохим", "Арамиды и технологии" "Нефтехимпром" (зарегистрированы в 1997 г.). Ряд предприятий химической промышленности вошли в такие финансово-промышленные группы, как "Нижегородские автомобили" (ОАО "Кировский шинный завод", ОАО "Балаковрезинотехника"), ФПГ "Жилище" (ОАО "Владимирский химзавод"), ФПГ "Славянская бумага" (ОАО "Балаковские волокна"), ФПГ "Восточно-Сибирская группа" (ОАО "Саянскхимпром", ОАО "Усольехимпром") и другие.

    Машиностроение. Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих свыше 1 500 предприятий и организаций, на которых занято около 2 млн. чел.

    Процесс приватизации в этом комплексе практически завершен: около 90% предприятий и организаций преобразованы в акционерные общества, из них более 60% полностью выкуплены, т. е. являются частными. Имеющиеся данные и информация свидетельствуют о том, что акции большинства акционерных обществ распределены среди большого количества мелких собственников. Создавшаяся ситуация не способствует возникновению реальных прав собственника, что делает эти общества непривлекательными для отечественных и иностранных инвесторов.

    В то же время в отдельных акционерных обществах имеет место консолидация пакетов акций с ограниченным количеством собственников. Так, например, по некоторым крупным акционерным обществам акции распределены:

  • АО "Владимирский тракторный завод" – 34% физические лица, 66% юридические лица, в том числе 33,7% – компания "Интернейшнл Трэктор Лимитед", 16,4% – Российско-Американское СП "Peнoвa".

  • АО "Ульяновский автозавод" – акции распределены в основном между физическими лицами, наиболее крупный пакет 20% – "Русинвест", 11% – государственная собственность.

  • АО "Уралмаш" – 36,4% физические лица, 63,4% АО "Уральские машиностроительные заводы".

    В лесопромышленном комплексе функционирует более 2,5 тыс. крупных и средних предприятий. За последние годы приватизировано 85% лесозаготовительных, 96% деревообрабатывающих, 99,8% предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, практически все предприятия мебельной, фанерной и плитной промышленности. Основная доля продукции (56%) приходится на предприятия смешанной формы собственности, примерно 34% – на частные и около 10% – на государственные предприятия.

    В состав промышленности строительных материалов и изделий входят более 20 подотраслей, которые объединяют около 2,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций с общей численностью работников около 640 тыс. чел.

    К 2000 г. основными формами собственности предприятий промышленности строительных материалов и изделий останутся смешанная и частная. Доля предприятий с частной собственностью в общем числе предприятий будет составлять более 80%.

    В легкой промышленности России функционирует более 3 тыс. крупных и средних предприятий 17 подотраслей с численностью занятых около 1,3 млн. чел., из них 75% составляют женщины. На протяжении многих десятилетий легкая промышленность была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей страны в условиях закрытой экономики. Для этой отрасли было характерно массовое производство продукции в основном на крупных предприятиях.

    В условиях недостаточной развитости машиностроения для текстильной и легкой промышленности предприятия оснащены техникой, значительно уступающей современному уровню. Отечественные товаропроизводители в значительной мере вытеснены с внутреннего рынка одежды и обуви. До 80% потребности населения в этих изделиях удовлетворяется в настоящее время за счет импорта.

    В ближайшие годы для преодоления сложившейся экономической разобщенности предприятий в производстве и реализации продукции, повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства будет продолжена работа по объединению предприятий с использованием различных корпоративных организационных форм. Как показывает практика, корпоративные объединения: ФПГ, холдинги, ассоциации, консорциумы и др. способны взять на себя решение проблемы научно-технического прогресса, изучения и формирования рынков сбыта товаров, эффективного управления ценами, финансами и инвестициями, развития малого бизнеса.

    Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет около 30%, в численности занятых – 14%, в основных фондах – 13,6%, капитальных вложениях – 3,6%. В коллективных хозяйствах и хозяйствах населения 59% продукции приходится на долю растениеводства, в фермерских хозяйствах – 67%.

    В ходе институциональных и земельных преобразований в сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики. При этом доля государственного сектора составляет менее 12%.

    Состояние транспорта. В 1998 г. транспортную сеть страны общего пользования (без трубопроводного транспорта) составляли свыше 87 тыс. км железных дорог, 559 тыс. км автомобильных дорог, 80 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 800 тыс. км автобусных маршрутов. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных путей – 7,8 тыс. км, метрополитенных путей – 392 км. Транспортом общего пользования ежесуточно перевозится 124 млн. пассажиров и 5,7 млн. т грузов. Полная балансовая стоимость основных фондов транспорта составляет более 11% от стоимости всех основных фондов страны.

    Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

    С начала осуществления программ экономических реформ на морском, речном, воздушном и автомобильном транспорте преобразовано в акционерные общества и приватизировано более 70% общего числа государственных предприятий. В федеральной собственности сохранены ранее закрепленные пакеты акций акционерных обществ, продукция (товары, услуги) которых имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.

    Связь. В ходе осуществления структурной перестройки отрасли проведены приватизация и акционирование предприятий и формирование на этой основе трех самостоятельных структур: электросвязи, почты, радио и телевидения. Сейчас в электросвязи действуют около 90 акционерных общества, более 1 500 негосударственных и 5 государственных предприятий связи, в почтовой связи – 91 государственное предприятие и более 50 негосударственных, в радиосвязи и телевидении – 92 государственных и более 600 негосударственных предприятий, в секторе информатизации – 47 государственных и 39 негосударственных предприятий.

    В целях объединения усилий всех региональных акционерных обществ электросвязи в привлечении дополнительных инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов в динамичное развитие сети связи и соблюдения пропорциональности ее развития создано акционерное общество "Связьинвест", уставный капитал которого сформирован путем консолидации закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 84 региональных АО электросвязи.

    Решен вопрос об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Связьинвест" путем передачи ему находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ "Ростелеком", "Центральный телеграф", "Екатеринбургская городская телефонная сеть" и "Гипросвязь". С момента передачи акций региональных компаний связи в ОАО "Связьинвест" их правовое положение определяется федеральным законом "Об акционерных обществах".

    Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительстве, включая проектирование, составляет около 6 млн. чел.

    Особенностью строительного рынка на современном этапе является вхождение на территорию России совместных предприятий и иностранных фирм.

    Оборонная промышленность представляет собой совокупность научных, промышленных и иных предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса, осуществляющих разработку, производство, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники, разработку и производство наукоемкой, высокотехнологичной гражданской продукции, а также реализующих другие научно-технические и производственные виды деятельности в интересах экономики страны.

    В 1998 г. в составе оборонной промышленности (без Минатома России) находилось свыше 1 700 предприятий и организаций восьми военно-ориентированных отраслей. На предприятия оборонной промышленности приходится около 20% всего объема производства продукции машиностроения.

    В результате приватизации предприятий и организаций в оборонной промышленности к настоящему времени сформированы три сектора:

    1) государственный;

    2) акционерный с участием государства;

    3) акционерный без участия государства.

    Их приблизительное соотношение составляет соответственно – 42 / 29 / 29 процентов в общем числе предприятий и организаций.

    Предприятия, приватизация которых запрещена, составляют 62% от общего числа государственных предприятий, около 50% акционерных обществ с контрольным пакетом акций, закрепленным в федеральной собственности.

    Такова общая картина состояния процесса трансформации собственности в экономике России, в которой формируются и достаточно эффективно работают различные корпоративные отношения.