6. Понятие совокупного предложения и его факторы.
Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) – это общий объем благ, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.
Графически модель совокупного предложения представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: Кейнсианский (горизонтальный), промежуточный и классический (вертикальный)
Кейнсианский (горизонтальный) соответствует характеристикам, фазам экономической депрессии, и.е. застоя. Увеличение совокупного спроса на данном отрезке не сопровождается ростом уровня цен.
Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Промежуточный (восходящий) отрезок соответствует ситуации, когда использование ресурсов приближается к полной занятости. Чтобы расширить совокупный объем производства, нужно увеличить расходы на факторы производства, что приведет к повышению цены. Это происходит потому, что издержки на единицу продукции увеличиваются (из-за производственного оборудования, квалификации рабочих, цен на рынках товаров и услуг), и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
Кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска Y* - это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся факторов производства.
Классический (вертикальный) отрезок характеризуется только ростом цен. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий: объем выпуска равен потенциальному объему и зависит от количества и качества факторов производства (труда и капитала) и технологии; цены и номинальная заработная плата -гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. При расширении производства в условиях полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену за ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого увеличиваются издержки на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. Таким образом, номинальный ВНП растет, а реальный ВНП остается на том же уровне.
Неценовые факторы совокупного предложения.
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение,
изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится.
При изменении неценовых факторов, происходит смещение кривой AS. Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупный спрос. Кривая AS сместиться вправо (рис.4).
Рис. 4
На промежуточном и классическом отрезках кривая AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.
- 1. Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2. Зарождение и эволюция экономической мысли. Современные направления развития экономической теории.
- 3. Предмет экономической теории, её функции. Структура курса экономической теории.
- 4. Методы экономической науки.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- 1. Понятие экономической системы общества.
- 2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- 3. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика.
- 4. Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности.
- 5. Реформирование отношений собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
- 6. Понятие рынка. Условия возникновения и причины существования рынка. Функции рынка.
- 7. Рынок и конкуренция.
- 8. Преимущество и несовершенство (фиаско) рынка. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма.
- 9. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель. Основные черты белорусской экономической модели.
- Тема 2. Основы теории микроэкономики.
- 2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Эластичность спроса и предложения.
- 5. Понятие производства. Факторы производства.
- 6. Понятие и классификация издержек.
- 7. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика.
- Доход и прибыль фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Задание 3. Определите факторы, которые определяют спрос на компьютеры.
- Задание 6. Определите факторы, которые определяют спрос на пиво.
- Задание 9. Определите факторы, которые определяют спрос на картофель.
- Задание 12. Определите факторы, которые влияют на предложение картофеля.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- 2. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике.
- 3. Основные макроэкономические показатели.
- 5. Понятие совокупного спроса и его факторы.
- 6. Понятие совокупного предложения и его факторы.
- 7. Макроэкономическое равновесие.
- Тема 4. Бюджетно-налоговая политика.
- Роль государства в рыночной экономике.
- 2. Защита конкуренции.
- 5. Регулирование случаев ассиметричной информации.
- 8. Обеспечение денежного обращения.
- 2. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 4. Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
- 5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.
- 2. Банки и их виды, основные операции банков.
- 3. Создание коммерческими банками дополнительных денег. Денежный мультипликатор.
- Функции и роль кредита в рыночной экономике.
- 5. Монетарная политика государства.
- 6. Инфляция. Сущность, причины, виды инфляции. Измерение инфляции. Индекс цен.
- 7. Типы инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек). Социально- экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 8. Занятость и безработица. Типы безработицы.
- 9. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- 3. Проблема неравенства в распределении доходов.
- 4.Система и механизмы социальной защиты населения. Обеспечение социальной справедливости.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 7.
- Задача 11.
- Задача 12.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.