35. Производственная концепция jit и ее модификация kanban
Появление концепции JIT относят к концу 1950-х годов. Первоначальный лозунг концепции JIT: исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказывались ненужными.
В концептуальном плане JIT-подход послужил основой для последующего внедрения таких логистических концепций/технологий, как Lean Production («плоское», или «тонкое» производство) и Value added logistics — «логистика добавленной стоимости».
Преимущества: Низкий уровень запасов; Сокращение производственных площадей; Повышение качества изделий, снижение брака и переделок; Сокращение сроков производства; Повышение гибкости при изменении ассортимента изделий; Плавный поток производства с редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества; более короткие сроки подготовки производственного процесса; рабочие с многопрофильной квалификацией, которые могут помочь или заменить друг друга; Высокая производительность и эффективность использования оборудования; Участие рабочих в решении производственных проблем; Хорошие отношения с поставщиками; Меньше непроизводственных работ, например, складирования и перемещения материалов.
Основные черты: минимальными (нулевыми) гарантийными/страховыми запасами материалов(МР), незавершенного производства (НП), готовой продукции(ГП); короткими производственными (логистическими) циклами; небольшими объемами производства ГП и пополнения запасов (поставок); взаимоотношениями (по закупкам МР) с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков; эффективной информационной поддержкой; высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.
Система KANBAN представляет собой первую «тянущую» логистическую систему на производстве. Система KANBAN, впервые внедренная корпорацией Toyota Motors в 1972 году на заводе «Такахама» (город Нагоя), представляет собой систему организации непрерывного производства, что позволяет быстро перестраивать производство и практически не требует страховых запасов. Сущность заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, который необходим для выполнения заказа, сделанного подразделением-потребителем. Т.о., в отличие от традиционного подхода структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого оперативного графика производства, а оптимизирует свою работу в объеме заказа, следующего по производственно-технологическому циклу подразделения фирмы.
Основная цель — производить только необходимое количество продукции в соответствии со спросом конечного или промежуточного (последующего) потребителя. Система уменьшает запасы материальных ресурсов на входе и незавершенного производства на выходе, позволяя выявлять «узкие места» в производственном процессе. Руководство может направить внимание на эти «узкие места» для решения проблем наиболее выгодными средствами. Когда проблема решена, объем буферных запасов снова снижается, пока не обнаружится следующее «узкое место». Таким образом, система KANBAN позволяет установить баланс в цепи поставки путем минимизации запасов на каждом этапе. Окончательная цель — «оптимальная партия одной поставки».
Средством передачи информации в системе является специальная карточка kanban в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа.
В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа — число деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Карточки циркулируют как внутри предприятий Toyota, так и между корпорацией и взаимодействующими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Т.о., они несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.
- 31. Модели организации перевозок грузов
- 1.Возникновение “Логистики, как направление деятельности по перемещению и распределению продукции и материальных ценностей, начиная с Древнего Рима.
- 2.Применение принципов Логистики в военном деле. Основные положения «Краткого курса военного искусства» а.Жомини
- 3.Основные этапы формирования и развития логистики в хронологическом порядке, начиная с 1970г. По настоящее время.
- 4. Этимология (происхождение слова) логистика, область использования этого термина в Древнем Риме.
- 5. Определение «Логистики» как науки и практической деятельности в бизнесе. Сформулируйте основные функции логистики, дайте краткое описание каждой из них.
- 6. Общая классификация потоков, изучаемая логистикой, взаимосвязь и взаимодействие логистических потоков.
- Вопрос 7 Классификация материальных потоков в логистике по различным признакам деления
- Вопрос 8 Роль службы материально-технического снабжения в обеспечении непрерывного цикла производственного процесса. Основные задачи этой службы.
- Вопрос 9 Обоснуйте понятие «логистическая операция» и «логистическая процедура» на конкретных примерах.
- 10. Рассмотреть информационные и финансовые потоки с позиции.
- 11.Примеры и привести классификацию «функциональных логистических цепей»
- 12. Примеры «макро, мезо и микрологистических цепей»
- 13.Привести классификацию продукций материально-технического назначения и вторичных материальных ресурсов, показать направления использования вторичных материальных ресурсов.
- 1). Предметы труда
- 2). Первичные и производные материальные ресурсы
- 3). Вторичные материальные ресурсы
- 14.Показать функциональную взаимосвязь логистики и маркетинга при выработке стратегических решений.
- 15.Задачи закупочной логистики в области обеспечения предприятий материальными ресурсами.
- Вопрос 16. Принципы управления снабженческой деятельностью предприятий.
- Вопрос 17. Понятия логистических издержек, их структура и соотношение объемов по статьям затрат.
- Вопрос 18. Выбор поставщиков продукции для предприятия потребителя. Основные критерии выбора (аналитический и экспертный методы).
- 19. Основные характеристики присущие хорошему поставщику:
- Вопрос 22.Мероприятия по снижению (минимизации) запасов на предприятии.
- Вопрос 23.Понятие норм и нормативов расхода материальных ресурсов.
- Вопрос 24.Контроль и учет запасов на складах предприятия(авс)
- 25.Структура текущего и страхового запасов, методы расчета текущих запасов, факторы, влияющие на величину производственного запаса.
- 26. Расчет оптимального заказа (табличный и аналитические методы)
- 27. Задачи, решаемые логистикой и маркетингом в процессе товародвижения.
- 28.Функции и задачи транспортной логистики в бесперебойном обеспечении потребителей продукций различного направления.
- 29.Классификация направлений деятельности транспортных предприятий.
- 30.Виды транспортных средств, основные характеристики каждого из них.
- 32. Экспертный метод выбора транспортного средства, критерии выбора
- 33. Технико-экономические показатели работы транспортных средств.
- 35. Производственная концепция jit и ее модификация kanban
- 36. Производственная логистика(пл), состав подразделений, входящих производственную логистическую систему.
- 37. Толкающая система организации производственного процесса, ее недостатки с точки зрения управления запасами.
- Вопрос 38. Тянущая система организации производственного процесса и ее эффективность.
- 39. Сравнить тянущую и толкающую производственные системы.
- 40.Роль складского хозяйства.
- 41. Классификация складов по различным признакам для деления
- 42. Функции и задачи складских комплексов, складские операции и процедуры.
- 43.Складская логистика, управление товародвижением в складских комплексах.
- 44. Методы приемки, учета и хранения продукции на оптовых складах.
- 46. Сформулируйте понятие логистической цепи, логистической цепи снабжения и логистики сервиса, дать их характеристики.