logo
Другие предметы / шпоры по логистике

33. Технико-экономические показатели работы транспортных средств.

Себестоимость автомобильных перевозок находится в прямой зависимости от основных показателей работы автопарка, которая характеризуется: коэффициентами технической готовности и использования автопарка, коэффициентами использования пробега и грузоподъемности машин, временем, затраченным на погрузочно-разгрузочные операции и скоростью движения автомашин.

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы.

К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности; выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега; среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой; время в наряде; техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: число ездок; общее расстояние перевозки и пробег с грузом; объем перевозок и транспортная работа.

С увеличением технической скорости и сокращением времени простоя под погрузкой и разгрузкой возрастают пробег и производительность автомобиля при неизменной сумме постоянных расходов, что позволяет снизить себестоимость перевозок, приходящихся на 1 т-км.

При повышении коэффициентов использования грузоподъемности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 т-км.

Некоторые основные эксплуатационные характеристики транспортных средств различных видов.

1. Эксплуатационные показатели водных судов: водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном; грузоподъемность - перевозочная способность данного судна; дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии; грузовместимость - способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов).

Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.

2. Эксплуатационные показатели железнодорожного состава: коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности; коэффициент вместимости, равный частному от деления фактического груза в вагоне на вместимость вагона; техническая норма загрузки - это согласованное с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный .вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.

3. Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.

К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их производительность, энергоемкость и др.

Привлекательность автотранспорта отчасти объясняется его относительным превосходством над другими по всем пяти характеристикам за исключением грузоподъемности. Это обстоятельство позволяет рассмотреть эксплуатационные характеристики (показатели) автотранспорта более подробно.

34. 4 группы тарифов.

Тарифы представляют собой экономический механизм реализации государ­ственной транспортной политики. Тарифная система это система транспортных тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Тарифы включают в себя: платы за перевозку грузов; сборы за перевозку грузов; правила исчисления плат и сборов. Система тарифов различается от вида транспорта, используемого при перевозке.

В зависимости от степени регулирования уровня грузовых тарифов они класси­фицируются на четыре укрупненные группы независимо от используемого вида транспорта при перевозке грузов.

Фиксированные тарифы устанавливаются по согласованию с государственными орга­нами и являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса. Регулируемые тарифы предприятия транспорта устанавливаются самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия — они могут вводиться на период стабилизации цен. Договорные тарифы устанавливают предприятия транспорта по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки (работы или услуги) и уровня их рентабельности. Свободные тари­фы устанавливаются предприятиями транспорта самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг.

Для определения стоимости перевозки на железнодорожном транспорте используют тарифы: общие (основной вид) тарифы - определяющие стоимость перевозки основной массы грузов; исключительные тарифы - специальные надбавки или скидки к основным тарифам (распространяются лишь на определенные виды грузов); льготные тарифы- применимы для определенных видов грузов и для грузов, предназначенных для самой железной дороги; местные тарифы (действующие в пределах определенной железной дороги);

Для определения стоимости перевозки на автомобильном транспорте используют следующие тарифы: сдельные тарифы на перевозку грузов; тарифы на перевозку грузов на условиях платных авто-тонно-часов; тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями; тарифы из покилометрового расчета; тарифы за перегон подвижного состава; договорные тарифы.

Для определения стоимости перевозки на морском транспорте используют следующие тарифы: по тарифу на постоянных линиях; по фрахтовым ставкам на непостоянных линиях.

Для определения стоимости перевозки на речном транспорте используют тарифы, установленные пароходством. На размеры тарифов влияют расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза.

В зависимости от рода груза используют следующие формы построения тариф: классные тарифы. В таких тарифных системах приводится тарифная шкала, где для каждого класса устанавливается своя ставка, номер класса по каждому грузу приводится в тарифной номенклатуре; постатейные тарифы, т.е. статья указывается непосредственно в алфавитном перечне напротив каждого наименования груза; смешанные тарифы. Для основного вида грузов указывается постатейный тариф, а для всех остальных - классный.