3.Основные этапы формирования и развития логистики в хронологическом порядке, начиная с 1970г. По настоящее время.
1.1.1. Первый этап: 1950-1960 Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами. Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.
На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж. Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.
1.1.2. Утверждение концепции: 1960-197. К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.
Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.
Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, что позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.
В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.
1. 1.3. Изменение приоритетов и моделей: 1970-198. 70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшемся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских). Очевидно, что знание и учет этих факторов имели важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудовыми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.
1.1.4. Экономическое и техническое развитие: 1980-1990. Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.
Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование.
В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты.
Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.
Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни.
- 31. Модели организации перевозок грузов
- 1.Возникновение “Логистики, как направление деятельности по перемещению и распределению продукции и материальных ценностей, начиная с Древнего Рима.
- 2.Применение принципов Логистики в военном деле. Основные положения «Краткого курса военного искусства» а.Жомини
- 3.Основные этапы формирования и развития логистики в хронологическом порядке, начиная с 1970г. По настоящее время.
- 4. Этимология (происхождение слова) логистика, область использования этого термина в Древнем Риме.
- 5. Определение «Логистики» как науки и практической деятельности в бизнесе. Сформулируйте основные функции логистики, дайте краткое описание каждой из них.
- 6. Общая классификация потоков, изучаемая логистикой, взаимосвязь и взаимодействие логистических потоков.
- Вопрос 7 Классификация материальных потоков в логистике по различным признакам деления
- Вопрос 8 Роль службы материально-технического снабжения в обеспечении непрерывного цикла производственного процесса. Основные задачи этой службы.
- Вопрос 9 Обоснуйте понятие «логистическая операция» и «логистическая процедура» на конкретных примерах.
- 10. Рассмотреть информационные и финансовые потоки с позиции.
- 11.Примеры и привести классификацию «функциональных логистических цепей»
- 12. Примеры «макро, мезо и микрологистических цепей»
- 13.Привести классификацию продукций материально-технического назначения и вторичных материальных ресурсов, показать направления использования вторичных материальных ресурсов.
- 1). Предметы труда
- 2). Первичные и производные материальные ресурсы
- 3). Вторичные материальные ресурсы
- 14.Показать функциональную взаимосвязь логистики и маркетинга при выработке стратегических решений.
- 15.Задачи закупочной логистики в области обеспечения предприятий материальными ресурсами.
- Вопрос 16. Принципы управления снабженческой деятельностью предприятий.
- Вопрос 17. Понятия логистических издержек, их структура и соотношение объемов по статьям затрат.
- Вопрос 18. Выбор поставщиков продукции для предприятия потребителя. Основные критерии выбора (аналитический и экспертный методы).
- 19. Основные характеристики присущие хорошему поставщику:
- Вопрос 22.Мероприятия по снижению (минимизации) запасов на предприятии.
- Вопрос 23.Понятие норм и нормативов расхода материальных ресурсов.
- Вопрос 24.Контроль и учет запасов на складах предприятия(авс)
- 25.Структура текущего и страхового запасов, методы расчета текущих запасов, факторы, влияющие на величину производственного запаса.
- 26. Расчет оптимального заказа (табличный и аналитические методы)
- 27. Задачи, решаемые логистикой и маркетингом в процессе товародвижения.
- 28.Функции и задачи транспортной логистики в бесперебойном обеспечении потребителей продукций различного направления.
- 29.Классификация направлений деятельности транспортных предприятий.
- 30.Виды транспортных средств, основные характеристики каждого из них.
- 32. Экспертный метод выбора транспортного средства, критерии выбора
- 33. Технико-экономические показатели работы транспортных средств.
- 35. Производственная концепция jit и ее модификация kanban
- 36. Производственная логистика(пл), состав подразделений, входящих производственную логистическую систему.
- 37. Толкающая система организации производственного процесса, ее недостатки с точки зрения управления запасами.
- Вопрос 38. Тянущая система организации производственного процесса и ее эффективность.
- 39. Сравнить тянущую и толкающую производственные системы.
- 40.Роль складского хозяйства.
- 41. Классификация складов по различным признакам для деления
- 42. Функции и задачи складских комплексов, складские операции и процедуры.
- 43.Складская логистика, управление товародвижением в складских комплексах.
- 44. Методы приемки, учета и хранения продукции на оптовых складах.
- 46. Сформулируйте понятие логистической цепи, логистической цепи снабжения и логистики сервиса, дать их характеристики.