logo
Другие предметы / шпоры по логистике

3.Основные этапы формирования и развития логистики в хронологическом порядке, начиная с 1970г. По настоящее время.

1.1.1. Первый этап: 1950-1960 Послевоенный период характерен развертыванием США значи­тельного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптималь­ного обеспечения контингента войск необходимыми людскими и мате­риальными ресурсами. Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил ком­паниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она суще­ствует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он от­мечает, что логистика является последним барьером на пути управле­ния к достижению более полной эффективности производственно-хо­зяйственной деятельности компаний.

На ранних этапах развития промышленности товары были однооб­разными и основное внимание при их производстве уделялось функ­циональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с раз­витием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж. Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изго­товители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходи­мость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тари­фы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

1.1.2. Утверждение концепции: 1960-197. К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возра­стающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказа­нии им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.

Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение вре­мени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.

Последним фактором концептуализации логистики явилось разви­тие компьютерной техники и разработка различных моделей контро­ля запасов, что позволило более эффективно управлять системами ло­гистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.

В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.

1. 1.3. Изменение приоритетов и моделей: 1970-198. 70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшем­ся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, уве­личение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппарату­ра, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к уве­личению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, переме­щение населения между штатами в США), так и между ними (переме­щение населения из стран Восточной Европы и африканских). Очевидно, что знание и учет этих факторов имели важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудо­выми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.

1.1.4. Экономическое и техническое развитие: 1980-1990. Предыдущие этапы создали необходимые условия для формиро­вания логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.

Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубеж­ные источники материально-технического обеспечения, осваивать меж­дународные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусмат­ривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их склади­рование.

В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разра­ботать сложную единую систему документации, общие стандарты.

Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.

Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и ин­формационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к ком­пьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы ло­гистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию си­стем логистики, которое набирает темп в наши дни.