8.Основные направления современной инвестиционной политики рб
Инвестиционная политика на общегосударственном уровне представляет собой систему регулирующего воздействия органов власти, призванную способствовать инвестиционной деятельности в национальном масштабе.
Главная цель инвестиционной политики – достижение высокой инвестиционной активности.
Основные направления государственной инвестиционной политики РБ:
многовекторность инвестиционного сотрудничества;
обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций;
установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов;
непрерывное улучшение инвестиционного климата РБ и создание благоприятных условий для иностранных инвесторов;
сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов.
Закон РБ «Об инвестициях» гарантирует инвесторам:
беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории РБ, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, после уплаты установленных законодательством РБ налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды;
право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством РБ;
исключительные права на объекты интеллектуальной собственности;
право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством РБ об охране и использовании земель;
право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РБ, с учетом ограничений, установленных статьей 6 Закона РБ «Об инвестициях»;
право на льготы и преференции при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности, и в иных случаях установленных законодательными актами РБ и (или) международно-правовыми актами, обязательными для РБ;
право на привлечение в РБ иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления труд. деятельности;
право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь;
защиту имущества от национализации и реквизиции;
беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций для иностранных инвесторов;
право на досудебное разрешение споров.
Для обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов с участием рабочей группы по совершенствованию инвестиционного законодательства в 2012 году разработано и принято Положение о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций, в соответствии с которым инвесторы, с которым заключен инвестиционный договор, для защиты своих прав, до обращения в суд имеют право обратиться в государственный орган для урегулирования споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций.
С 2012 года Беларусь стала полноправным членом Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), подписав и ратифицировав все необходимые документы.
МАГИ – одно из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка, основными задачами которого являются страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности, улучшения условий жизни людей.
В целях создания благоприятных условий для инвестиций, осуществляемых инвесторами государства на территории другого государства, признавая, что взаимное содействие осуществлению и защита таких инвестиций способствуют развитию деловой инициативы и увеличению благосостояния обоих государств, Республика Беларусь подписала порядка 60 соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций.
В частности соглашениями предоставлены гарантии:
национального режима (каждая из сторон предоставляет инвесторам государства другой стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в аналогичной ситуации инвесторам своего государства и др.);
режима наибольшего благоприятствования (каждая из сторон предоставляет инвесторам государства другой стороны режим, не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в аналогичной ситуации инвесторам любого 3-его государства др.);
минимальных стандартов (каждая из сторон предоставляет инвестициям инвесторов государства другой стороны режим в соответствии с международным правом, включая справедливый и равноправный режим, защиту и безопасность
экспроприации и компенсации (ни одна из сторон не может экспроприировать или национализировать инвестиции как прямо, так и косвенно посредством мер, схожих с экспроприацией или национализацией, иначе как: в общественных интересах; на недискриминационной основе; в соответствии с надлежащей правовой процедурой; и при условии выплаты компенсации и др.)
иные гарантии.
Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года определены приоритетные секторы, куда «приветствуются» прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии).
- Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Инвестиции и бизнес-проектирование»
- 7.Роль государства в развитии инвестирования
- 8.Основные направления современной инвестиционной политики рб
- 9.Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 10.Инвестиционная инфраструктура, ее значение.
- 11.Концессия как новая форма инвестиционной деятельности
- 12.Инвестиционный договор как инструмент привлечения инвестиций в реальный сектор
- 13.Понятие, параметры и виды инвестиционных проектов
- 14.Содержание предынвестиционной стадии проекта
- 15.Концептуальная модель определения экономической эффективности проектов
- 16.Общая схема оценки эффективности
- 17.Оценка эффективности проекта на разных стадиях его разработки и реализации
- 18.Информация, необходимая для оценки эффективности проекта
- 19.Методические принципы определения эффективности инвестиционных проектов
- 21.Обоснование инвестиций: состав обязательных предпроектных документов.
- 22.Содержание Обоснования инвестиций.
- 23.Состав и содержание плана управления проектом.
- 24.Предназначение бизнес-плана и его разработчики
- 25.Общие требования к разработке бизнес-плана
- 27.Рекомендации по оформлению бизнес-плана
- 28.Государственная экспертиза бизнес-плана
- 35.Оценка потребности в финансировании инвестиционного проекта
- Тема 10 стр.38