logo
Shpory_INVESTITsII

35.Оценка потребности в финансировании инвестиционного проекта

Когда менеджер проекта принимает решение о финансировании он преследует одну из двух целей:

В любом случае перед ним стоит задача определить потребность в дополнительных средствах и, внеся изменения в структуру баланса, посмотреть, как это отразится на финансовом состоянии компании.

Если речь идет о начальном этапе проекта (приобретении долгосрочных активов и т.д.), то необходимый объем финансовых ресурсов обосновывается прямым счетом по калькуляции. Вначале определяется потребность:

Далее рассчитывается стоимость их приобретения, а затем увязывается с источниками финансирования.

Потребность в финансировании текущих нужд устанавливается в процессе финансового планирования (бюджетирования) – при построении плана движения денежных средств на основе предполагаемой величины затрат, а также состояния расчетов за произведенную продукцию (услуги) и закупки.

При отсутствии на предприятии внедренной полномасштабной системы бюджетирования потребность в текущем финансировании может быть определена обособленным проектированием баланса предприятия на будущие периоды времени.

В эксплуатационной фазе проекта наиболее простым способом проектирования баланса предприятия является проектирование потребности в текущем финансировании в зависимости от объема продаж на основе производственного плана.

Производственный план бизнес-проекта разрабатывается на срок реализации проекта.

Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:

Исходные данные по проекту

Горизонт расчета (лет)

 

Ставка дисконтирования (%)

 

Дата начала реализации проекта

 

Валюта расчета - денежная расчетная единица проекта (белорусский рубль, СКВ

 

Официальный курс белорусского рубля за единицу СКВ на дату составления бизнес-плана

 

Дата составления бизнес-плана

 

Обоснование горизонта расчета

 

Обоснование (расчет) ставки дисконтирования

 

Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей

В подразделе «Материально-техническое обеспечение производства» излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, топливно-энергетическими и другими ресурсами.

Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей

В подразделе «Материально-техническое обеспечение производства» излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, топливно-энергетическими и другими ресурсами.

В подразделе «Затраты на производство и реализацию продукции» даются обоснования по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции, прогнозируются их изменения в перспективе.

Расчет амортизационных отчислений производится в соответствии с применяемой организацией амортизационной политикой.

При подготовке сводного расчета затрат на производство и реализацию продукции анализируются отдельные статьи и элементы затрат по отношению к общим затратам на производство и реализацию продукции и определяются те из них, которые имеют наибольший удельный вес.

Вырабатываются меры по снижению затрат и управлению себестоимостью продукции.

Расчет затрат на производство и реализацию продукции может также осуществляться по статьям и элементам затрат с учетом особенностей видов экономической деятельности организации.

Для анализа безубыточности выделяются условно-переменные и условно-постоянные расходы (издержки).

В разделе «Организационный план» в соответствии с основными этапами реализации инвестиционного проекта дается комплексное обоснование организационных мероприятий.

Отдельно приводится обоснование штатной численности организации, количества вновь создаваемых и модернизируемых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, с выделением их в рамках реализации проекта, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом.

В организационном плане также указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяются необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе и оплате труда.

  1. Выбор наиболее эффективной схемы финансирования инвестиционного проекта

Классификация источников инвестиционных затрат

Задача финансирования не должна сводиться только к тому, чтобы получить необходимое количество денежных средств в желаемый момент времени, а к тому, чтобы получить оптимальное финансирование, соответствующее нуждам инвестиционного проекта и принятой учетной политике.

Поэтому решение об использовании конкретных схем финансирования при осуществлении проекта должно приниматься на основе сравнительного анализа с другими доступными формами и схемами финансирования в каждом конкретном случае.

Основными понятиями при принятии обоснованного управленческого решения по выбору инструмента финансирования являются

Каждый из существующих инструментов финансирования имеет свою сферу эффективного функционирования в зависимости от целей привлечения ресурсов и особенностей экономики предприятия.

Поэтому решение об использовании конкретных схем финансирования при осуществлении проекта должно приниматься на основе сравнительного анализа с другими доступными формами и схемами финансирования инвестиций в каждом конкретном случае.

Для принятия обоснованного управленческого решения по выбору инструмента необходимо оценить:

Возможные источники покрытия инвестиционных расходов по альтернативным к собственным средствам вариантам:

Текущие амортизационные отчисления и прибыль для заемных инструментов финансирования необходимо рассматривать только по фактически получаемой выручке.

Приобретению долгосрочных активов или их привлечению в деятельность предприятия на иных условиях всегда сопутствует изменение в налогообложении.

Так происходит увеличение налогооблагаемой базы по одним видам налогов (таможенные платежи, НДС при ввозе, налог на недвижимость) и сокращение по другим (налог на прибыль, местные налоги и сборы из прибыли, НДС по результатам хозяйственной деятельности).

Такое изменение называется налоговым щитом.

При превышении налоговых льгот от использования привлеченных активов над ростом расходов по уплате налогов налоговый щит положителен (и в результате сокращает расходы по приобретению).

В ином варианте – отрицателен.

Указанное влияние может быть как единовременным, так и периодическим в зависимости от специфики налогов и льгот.

После определения налогового щита по каждой схеме финансирования инвестиций необходимо определить, насколько возможности субъекта хозяйствования позволяют использовать возможности рассчитанного налогового щита.

Возможности использования части налогового щита по НДС определяются величиной НДС, подлежащей уплате в бюджет по результатам хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

Таким образом, максимально возможная величина налогового щита за счет НДС прямо пропорционально зависит от ежемесячного оборота по деятельности хозяйствующего субъекта с учетом ставки по НДС.

Возможности использования части налогового щита по налогам и сборам, уплачиваемым из прибыли, определяются величиной ежемесячной балансовой прибыли субъекта хозяйствования. Таким образом, максимально возможная величина налогового щита за счет налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, прямо пропорционально зависит от рентабельности с учетом ежемесячного оборота по деятельности субъекта хозяйствования.

Необходимо следить, чтобы отбираемые для анализа качественные факторы соответствовали следующим требованиям:

Отобранные качественные факторы должны быть количественно оценены.

  1. Прогнозирование платежей по заемным и привлеченным средствам финансирования

Существуют два основных аспекта при прогнозировании платежей:

При принятии решений о финансировании проекта менеджмент предприятия должна интересовать не столько величина процентной ставки, сколько совокупность выплат, связанных с расчетами по привлеченному финансированию.

В зависимости от характера кредитных платежей выделяют следующие базовые методики погашения кредитов:

основными факторами, оказывающие существенное влияние на структуру лизинговых платежей (и которые можно моделировать по желанию лизингополучателя), являются:

При выборе срока договора в процессе моделирования графиков лизинговых платежей стремление к сокращению величины периодических лизинговых платежей входит в противоречие со стремлением сократить абсолютное выражение лизинговой ставки.

Так, при небольшом сроке лизингового договора расходы по уплате лизинговой ставки в абсолютном выражении оказываются невысокими, поэтому итоговая стоимость объекта лизинга соответственно также получается относительно небольшой.

Однако величина лизинговых платежей значительно возрастает из-за необходимости в более короткие сроки возместить стоимость объекта лизинга.

Наоборот, при долгосрочном характере лизингового соглашения ежемесячные лизинговые выплаты значительно сокращаются, что сопровождается итоговым ростом стоимости лизингового договора.

В то же время выкуп объекта лизинга облагается аналогично прямой покупке за собственные средства (т. е. производится за счет прибыли лизингополучателя и не включается в себестоимость).

Поэтому при увеличении доли остаточной стоимости в первоначальной стоимости объекта лизинга выкупной платеж может стать обременительным для лизингополучателя.

Наличие авансового платежа снижает итоговую стоимость объекта лизинга за счет сокращения платы за пользование привлеченными ресурсами.

Также авансовый платеж сокращает текущие лизинговые платежи за счет частичного погашения стоимости объекта лизинга и, следовательно, уменьшения отчислений на возмещение амортизации.

В случае предоставления отсрочки в части возмещения амортизации объекта лизинга лизингополучатель может наладить производство с минимумом затрат и выплачивать лизинговые платежи из дохода, поступившего от использования объекта лизинга.

В общем случае на сравнительную эффективность лизинга положительно влияет рентабельность деятельности (с ростом рентабельности эффективность лизинга растет) и отрицательно – стоимость самого объекта (с ростом его стоимости эффективность лизинга падает).

Решение об использовании лизинга или иного инструмента финансирования при осуществлении конкретного проекта должно приниматься на основе сравнительного анализа с другими доступными инструментами финансирования инвестиций.

В связи с этим специалистам предприятий необходимо владеть навыками самостоятельного определения эффективных инструментов финансирования в каждом конкретном случае с последовательностью необходимых шагов.

Далее приведен перечень факторов, оказывающих влияние на принятие таких решений.

Количественные показатели предприятия и окружающей среды, влияющие на принятие решений по финансированию:

Группы параметров

Параметры

1

2

Факторы внутренней среды

1. Параметры, относящиеся к привлекаемым активам

  • стоимость анализируемого объекта;

  • увеличение выручки предприятия за счет приобретаемого объекта (в месяц);

  • рентабельность по деятельности с использованием приобретаемого объекта;

  • ставка налога на добавленную стоимость при ввозе объекта на территорию Республики Беларусь;

  • ставка таможенных пошлин и сборов;

  • нормативный срок полезного использования привлекаемых активов (по классификатору)

2. Параметры, характеризующие частные особенности предприятия

  • характер экономики предприятия (преобладание валютных или рублевых операций);

  • концентрация предприятия (месячная выручка по основной деятельности);

  • географическое положение, характеризующееся ставкой местных сборов, уплачиваемых из прибыли (в настоящее время для всех регионов РБ их суммарное значение составляет 3 %, а также 0% для социально-значимых производств);

  • метод амортизации, принятый для данных активов в соответствии с учетной политикой субъекта хозяйствования (линейный, суммы чисел лет или уменьшаемого остатка);

  • амортизационный фонд, сформированный на момент принятия решения, в отношении к цене привлекаемых активов;

  • годовая ставка дисконтирования, отражающая стоимость денег во времени для данного субъекта хозяйствования;

  • рентабельность деятельности (отношение ежемесячной прибыли к расходам в целом по субъекту хозяйствования)

Факторы внешней среды

3. Параметры, характеризую-

щие отраслевую принадлежность

  • ставка налога на добавленную стоимость (который принимается на уровне 18 %, 10 % и 0 % в зависимое от отрасли, в которой функционирует предприятие);

  • доля в составе себестоимости покупных материалов и агрегатов, а также работ и услуг, выполняемых сторонними организациями (варьирует от 0 до 1);

  • средневзвешенная ставка НДС по покупным материалам и агрегатам, а также работам и услугам, выполняемым сторонними организациями;

  • доля в составе себестоимости амортизационных отчислений (рассчитывается без учета привлекаемых активов и варьируется от 0 до 1)

4. Параметры, характеризующие конъюнктуру рынка капитала

  • доступные для предприятия условия банковского кредитования (сроки, ставки, валюта финансирования, периодичность платежей, методика погашения основной суммы долга, участие собственного капитала и т. п.);

  • доступные для предприятия условия финансового лизинга с лизингодателем-резидентом (сроки, ставки, валюта финансирования, периодичность платежей методика погашения основной суммы долга, необходимость аванса, остаточная стоимость и т.п.);

  • доступные для предприятия условия финансового лизинга с лизингодателем-нерезидентом (сроки, ставки, валюта финансирования, периодичность платежей, методика погашения основной суммы долга, необходимое участия собственным капиталом, остаточная стоимость, налогообложение доходов нерезидента и т. п.)

5. Параметры финансового рынка

  • величина комиссии за покупку валюты;

  • текущий обменный курс;

  • месячная девальвация белорусского рубля относительно валюты приобретения активов

Наиболее распространенные ошибки при принятии решений по отбору эффективных инструментов финансирования и их последствия:

1. Отсутствует учет временного фактора, что приводит к неверным выводам при сравнении разновременных затрат.

2. Отсутствует учет налогового щита.

Принятие во внимание только расходов по обслуживанию инвестиционного долга приведет к искажению реальных финансовых результатов.

3. Расчетный период ограничивается рассмотрением срока действия договоров кредита и финансового лизинга.

За период действия договора лизинга лизингополучатель имеет налоговый щит (заключающийся в снижении налогов, выплачиваемых из прибыли) за счет включения лизинговых платежей в состав себестоимости и начисления свободной амортизации по объекту лизинга.

Однако по завершении срока действия договора лизинга налоговая нагрузка на лизингополучателя увеличивается по сравнению с другими формами привлечения ресурсов за счет того, что амортизация по объекту лизинга практически не начисляется, увеличивая налогооблагаемую прибыль.

4. Расчеты ведутся только по расходной части схем выплат без учета финансовых потоков субъектов хозяйствования в целом.

При принятии во внимание только расходной части финансовых потоков, связанных с осуществлением проекта, заведомо предполагается, что потенциал налогового щита будет полностью использован, что не всегда справедливо.

На практике может возникнуть ситуация, когда величины финансовых потоков может не хватить для полного использования потенциала налогового щита форм привлечения ресурсов.

Производственные затраты вместе с выплатами по лизингу и кредиту могут превышать доходы предприятия при реализации продукции по конкурентной цене.

  1. Общие требования к финансовому разделу бизнес-проекта

Вы болеете душой за судьбу своего предприятия, а инвестору или кредитору, предоставляющему вам финансирование, пожалуй, еще дороже судьба его денег.

Поэтому ни одно предприятие не получит финансирования безстратегии выхода.

Владелец капитала обратит больше внимания на остальную информацию, если сначала получит представление о стратегии выхода.

Тогда он сможет сравнить эту информацию со знакомыми ему сделками по продаже сходных, компаний, и определить, достигается ли здесь цель, которую ставит перед собой любой инвестор.

Задача финансового раздела бизнес-плана инвестиционного проекта – сформулировать полный и достоверный прогноз будущих финансовых результатов компании.

Если этот прогноз тщательно подготовлен и подкреплен убедительными данными, он становится одним из важнейших факторов, определяющих степень привлекательности бизнеса.

Если в остальных частях бизнес-плана деятельность предприятия рассматривается с точки зрения ее содержания, то прогноз финансовых результатов непосредственно отражает конечный итог этой деятельности, одинаково интересный и для автора, и для читателя плана.

Именно по ним инвестор определяет, какую доходность можно ожидать, а кредитор судит о способности предпринимателя рассчитаться по займу.

В бизнес-плане нового или недавно созданного предприятия тщательная проработка финансовой информации особенно важна, посколькуотсутствует главная база прогнозирования – финансовая история. Естественно, оценки в любом случае получатся крайне туманными и неопределенными, и все-таки не надо жалеть сил на тщательное исследование деталей; оно поможет кое-что прояснить и нарисовать значительно более убедительную картину, чем удалось бы с помощью умозрительных предположений и догадок.

Во-первых,имейте в виду: качество исследования непосредственно отражается на точности прогнозов.

Далее, тот, кто будет рассматривать бизнес-план, по всей вероятности, предпримет собственное исследование, чтобы оценить достоверность прогноза.

Отсюда следует, что если цифры и коэффициенты в разделе, посвященном финансам, отличаются от стандартных (например, средних по отрасли), то лучше дать обоснование для такого расхождения.

Во-вторых, часто имеет смысл рассчитать более одного финансового сценария.

В финансовом плане, как и в плане маркетинга, может быть несколько сценариев – например, один базируется на консервативных допущениях, другой отражает полную реализацию потенциала бизнеса.

Вместе эти прогнозы образуют концептуальную основу, позволяющую провести анализ чувствительностии получить лучшее представление о том, каких результатов можно ожидать от компании.

В-третьих, прогнозы обязательно следует периодически пересматривать и, если нужно, менять.

Бизнес-план может находиться на рассмотрении у потенциального кредитора или инвестора несколько недель или даже месяцев.

Чтобы бизнес-план мог служить эффективным инструментом внутреннего планирования и средством привлечения капитала, его содержание – и особенно финансовая часть – должно оставаться актуальным.

В-четвертых, финансовый план должен соответствовать остальным частям бизнес-плана.

Если в плане маркетинга упомянута мощная и дорогостоящая рекламная кампании, ее следует отразить и в прогнозе прибылей и убытков.

Если для объема продаж характерны сезонные колебания, они должны отражаться в прогнозе денежных потоков.

Любые расхождения – признак либо небрежности, либо недостаточного понимания бизнеса.

Во многих отношениях, финансовый план – наименее гибкий раздел бизнес-плана с точки зрения формата.

Значения показателей в разных планах будут различными, но набор самих показателей всегда одинаков.

Они должны быть представлены в общепринятой форме, а содержащейся в них информации должно быть достаточно, чтобы охарактеризовать понимание предпринимателем не только собственного бизнеса, но и соотношения этого бизнеса с другими аналогичными предприятиями.

Общее правило заключается в том, что в бизнес-плане должна присутствовать следующая информация:

1.Ясно и сжато сформулированный набор исходных допущений, на которых основывается прогноз, – без них в цифрах нет особого смысла.

2. Прогнозы прибылей и убытков минимум на три года вперед, а, как правило – на пять.

Показатели на два ближайших года чаще всего приводятся с разбивкой по кварталам или более детальной, на три следующих – за годили с разбивкой по кварталам.

3. Прогнозный денежный поток на первые два года должен быть проработан как можно детальнее.

Для годов с третьего по пятый достаточна разбивка по кварталам или годам.

4. Текущий баланс – для новых компаний он будет отражать финансовое положение компании на момент начала деятельности – и предполагаемый баланс на конец года, по крайней мере, на три, а обычно на пять лет вперед.

5. Иные финансовые прогнозы, полезные в данном случае:

Например, анализ безубыточности покажет уровень продаж, необходимый для выхода на безубыточность при тех или иных масштабах деятельности.

Кроме того, можно подготовить финансовые сводки, отражающие вклад отдельных продуктов или услуг компании в общий финансовый результат.

В случае существующего предприятия, которое планирует расширение бизнеса или приобретение другой компании, следует привести также исторические финансовые результаты.

В основе финансового плана разрабатывается подробный производственный бюджет.

Таким образом, план фактически становится руководящим документом, подробной инструкцией, где определяется, как и когда должны выделяться средства, и перечисляются целевые показатели, достижение которых необходимо для успеха бизнеса.

Для того, чтобы дать потенциальному кредитору или инвестору ясное общее представление о ситуации, достаточно сформулировать несколько ключевых допущений.

Во-первых, наиболее существенный элемент всех планов, который должен быть обоснован полнее и тщательнее всего, – это ожидаемый объем продаж.

Второе важное исходное допущение относится к себестоимости реализованной продукции и валовой прибыли.

Оба эти показатели вместе зависят от себестоимости производства (приобретения) и ценовой политики предприятия.

Точно также необходимо разработать полный набор исходных допущений для всех прогнозируемых показателей финансового плана и в каждом случае тщательно продумать степень детализации разных частей финансового плана.

В формулировках допущений полезно ссылаться на конкретные источники информации.

Следует убеждать потенциального кредитора или инвестора не столько в надежности прогнозов, сколько в способности компании осуществить план.

И последнее важное замечание: предприниматели часто проявляют необоснованный оптимизм и склонны оценивать будущее своего проекта чересчур позитивно. Поэтому рекомендуется составить для бизнес-плана несколько прогнозов, базирующихся на разных наборах исходных допущений. Целесообразно также провести анализ «что, если», помогающий полнее осмыслить зависимость бизнеса от определенных критически важных, факторов.

  1. Прогноз прибыли инвестиционного бизнес-проекта

Исходные данные

Параметры проекта

Ед. изм.

Значение

Жизненный цикл проекта

годы

6

Общий объем инвестиций.

млрд. руб.

45

Доля инвестиций в основные средства

%

80

Остаточная стоимость основных средств

%

12

Доля собственного капитала

%

45

Стоимость собственного капитала

%

30

Стоимость заемного капитала

%

20

Выручка за первый год

млрд. руб.

142,86

Среднегодовой процентный прирост выручки

%

4

Доля переменных издержек в цене товара

%

70

Прибыльность продаж в первый год проекта

%

6

Оборачиваемость дебиторской задолженности

дни

32

Оборачиваемость кредиторской задолженности

дни

46

Оборачиваемость товарно-материальных запасов

дни

50

Коэффициент выплаты дивидендов

%

30

Инвестиционные потребности, млрд. руб.

Инвестиционные потребности

Сумма

Вложения в основные средства:

36,0

строительства и реконструкция

8,5

оборудование и механизмы

18,8

установка и монтаж оборудования

4,85

лицензии и технологии

2,5

проектные работы

0,9

обучение персонала

0,45

Вложения в оборотные средства

9

Общий объем инвестиций

45,0

Источники финансирования

Способ финансирования

Доля, %

Стоимость капитала, %

Сумма, млрд. руб.

Собственный капитал

45

30

20,25

Заемный капитал

55

20

24,75

Всего

100

24.5

45,00

Для составления графика обслуживания долга, прежде всего, необходимо вычислить постоянную величину периодической годовой выплаты.

В качестве выручки принимаем величину, приведенную в исходных данных – 142, 86 млрд. руб.

Затем оцениваем величину переменных издержек в виде процентной доли от выручки:

142, 86 млрд. руб. × 70% = 100 млрд. руб.

Следующим действием находим значение амортизационных отчислений.

Для целей данного примера принимаем линейную амортизацию в течение всего срока проекта.

В соответствии с исходными данными остаточная стоимость проекта составляет 12%.

При объеме вложений в основные средства 80% от 45 млрд. руб., что составляет 36 млрд. руб., суммарное значение амортизационных отчислений составляет 31, 6 млрд. руб.

Следовательно, годовая амортизация равна

31.6 млрд. руб./6 = 5, 28 млрд. руб.

Далее надо оценить прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT).

Эта величина определяется с помощью показателя прибыльности продаж.

В нашем примере это 6% от величины выручки: 142, 86 млрд. руб. × 6% = 8, 57 млрд. руб.

Полученные величины позволяют определить значение постоянных издержек кроме амортизации:

142, 86 – 100 – 5, 28 – 8, 57= 29, 01 млрд. руб.

Постоянные издержки в дальнейшем по определению остаются неизменными при увеличении объема реализации.

В то же время объем реализации и переменные издержки увеличиваются в соответствии с заданным в исходных данных годовым темпом прироста (4%).

Прогноз чистой прибыли

Год

1

2

3

4

5

6

Выручка

142,86

148,57

154,52

160,70

167,13

173,81

Переменные издержки

100

104

108,16

112,49

116,99

121,67

Постоянные издержки без амортизации

29,01

29,01

29,01

29,01

29,01

29,01

Прибыль до начисления амортизации, процентов и налога на прибыль (EBITDA)

13,85

15,56

17,35

19,20

21,13

23,14

Амортизация

5,28

5,28

5,28

5,28

5,28

5,28

Прибыль до начисления (EBIT) процентов и налога на прибыль

8,57

10,28

12,07

13,92

15,85

17,86

Процентные платежи

4,95

4,45

3,85

3,14

2,27

1,24

Прибыль до начисления налога на прибыль (EBT)

3,62

5,83

8,21

10,79

13,58

16,62

Налог на прибыль

0,87

1,40

1,97

2,59

3,26

3,99

Чистая прибыль

2,75

4,43

6,24

8,20

10,32

12,63

Выплата дивидендов

0,83

1,33

1,87

2,46

3,10

3,79

Прибыльность продаж

6,00%

6,92%

7,81%

8,66%

9,48%

10,27%

Себестоимость

134,29

138,29

142,45

146,78

151,28

155,96

При прогнозировании прибылей и убытков полезно помнить о целях, которые ставит перед собой потенциальный источник финансирования. Кредитора в первую очередь интересует жизнеспособность предприятия.

Из бизнес-плана должно быть ясно видно, что предприятие сможет возвратить долг.

Очевидно, потенциальная прибыль для кредитора тоже привлекательна, но получаемая им сумма в любом случае ограничена ставкой процента, поэтому уровень прибыльности имеет для него второстепенное значение по сравнению со способностью компании вернуть деньги.

Инвестора же интересует прежде всего потенциал роста бизнеса, т.к. будущие прибыли прямо влияют на его доход.

Венчурный капиталист вряд ли станет инвестировать в предприятие просто потому, что оно имеет шанс выжить.

Таким образом, представление финансовой информации в отчете о прибылях и убытках должно быть рассчитано на определенного читателя: от того, кому адресован бизнес-план, зависит, на какие элементы необходимо обратить больше внимания и как построить оценку предполагаемых прибылей.

1. Следует внимательно изучить критически важные элементы отчета о прибылях и убытках с точки зрения их соотношения с объемом продаж, т.е. выяснить, какую долю этого объема составляет каждый элемент.

Проценты удобно сравнивать с отраслевыми ориентирами, чтобы оценить как планируемую эффективность бизнеса, так и правдоподобие запланированных результатов.

Цифры в прогнозе прибылейи убытков должны примерно отвечать средним по отрасли.

В противном случае необходимо дать удовлетворительное объяснение каждому из имеющихся расхождений.

2. Отчет может показывать грандиозную прибыль, но если уровень этой прибыли не вытекает естественным образом из остального содержания бизнес-плана, он значит немного.

Нужно, чтобы отчет, и в особенности пункты, непосредственно связанные с прибылью, соответствовали тому, что говорится в других разделах бизнес-плана о возможностях и. ограничениях бизнеса.

Раздутые показатели вызовут недоверие к плану.

  1. Следует отразить в отчете налоговый статус предприятия.

Если оно представляет собой товарищество или акционерное общество и работает с прибылью, нужно показать выплаты партнерам (акционерам).

Для оценки суммы налога должна использоваться эффективная налоговая ставка, за исключением случаев, когда прибыли для целей учета и для целей налогообложения сильно различаются.

Потенциальных кредиторов и инвесторов часто интересует история компании, изложенная с финансовой точки зрения.

В бизнес-плане будет уместно краткое описание источников финансирования и использования средств.

Такое описание, охватывающее все денежные поступления и расходы за период от возникновения предприятия до составления плана, позволит лицу, рассматривающему бизнес-план, быстро понять финансовую историю компании.