27.Рекомендации по оформлению бизнес-плана
Составляя бизнес-план, предусмотрите в нем некоторую «изюминку», которая заинтересует потенциального инвестора и заставит его внимательно просмотреть план до конца, а не отклонить сразу, не дойдя до цифровых выкладок.
Бизнес-план – это рекламный документ, следовательно, он должен быть хорошо оформлен, не содержать грамматических и орфографических ошибок. Идеальная форма – элегантная брошюра, проспект, буклет.
Не перегружайте бизнес-план излишними выкладками и цифрами, при необходимости вынесите их в приложение. Идеальный размер бизнес-плана для внешнего пользователя – до 10 страниц текста, дополненного финансовыми расчетами. Обычно просматривается прямая связь между требуемым количеством денег и размером бизнес- плана: чем больше сумма, тем больше страниц в плане.
Информация плана должна быть точной, хорошо поданной, внушать чувство оптимизма. Не надо пытаться засунуть на одну страницу максимум информации, она будет хуже восприниматься.
Планирование - процесс итерационный. Пока Вы будете обсуждать возможность получения денег, пройдет время, и надо будет уточнять цифры плана. Это будет легче сделать, если большинство расчетов и обоснований вынесено в приложение.
Желательно довести бизнес-план до заявки на участие в инвестиционном конкурсе проектов.
Приложения могут содержать информацию, полезную при анализе, но не включенную в основной текст бизнес-плана ввиду большого объема и детализации. Кроме того, здесь может быть конфиденциальная информация, которую нецелесообразно показывать каждому читателю. Соответственно, приложения могут быть оформлены отдельно от бизнес-плана и представляться читателям по мере надобности.
В приложениях могут быть следующие данные:
сведения об управляющих;
результаты исследования рынка;
сведения профессионального характера;
деловые рекомендации, имеющие отношение к делу публикации;
фотографии или рисунки продукции;
патенты, технические спецификации;
важнейшие юридические документы (аренда, товарные сделки, сырьевые контракты, соглашения с персоналом);
схема организационной структуры, план земельного участка, размещения производственных площадей и другие, представляющие на Ваш взгляд интерес документы.
Следует учитывать возможные причины неудач в бизнесе.
I. Непонимание основ маркетинга:
отсутствие спроса на продукцию или услуги;
минимизация прибыли после открытия или на начальном этапе развития предприятия для "переманивания" потребителей от конкурентов. Но это приводит к потере потенциально возможного дохода, а, следовательно, к отсутствию средств для расширения производства;
завышенные цены;
низкое качество;
уровень рекламы;
неправильное размещение предприятия.
II. Чрезмерная финансовая зависимость от других фирм.
III. Отсутствие перспективных планов, ошибки в руководстве экономической деятельностью предприятия:
недостаточное знание рынка, а, следовательно, перепроизводство или недостаточный объем реализации;
проблемы координации времени, т.е. отсутствие учета ЖЦТ;
кадровые проблемы.
IV. Ошибки в организации финансовой деятельности:
в управлении движением денежных средств;
слишком большая доля заемных средств;
неудовлетворительный бухучет;
недостаток собственных средств;
неправильное использование денежных средств предприятия.
V. Непредвиденные обстоятельства:
болезнь, отсутствие отдыха;
разногласия с деловыми партнерами;
общая экономическая и политическая ситуация;
непредвиденные действия конкурентов;
форс-мажорные обстоятельства.
Но всегда нужно использовать ключевые факторы успеха (КФУ) в бизнесе.
Определение КФУ является важнейшей аналитической задачей, т.к. использование одного или нескольких КФУ при разработке стратегии способно привести компанию к победе. КФУ в разных отраслях различны и могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием общих изменений в ней.
В каждый момент времени не следует выделять больше, чем 3-4 КФУ в конкретной отрасли, и только 1 или 2 из них имеют решающее значение.
Выберите из таблицы типов КФУ не более 4-х КФУ, характеризующих Вашу отрасль.
Типы ключевых факторов успеха:
КФУ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ ТЕХНОЛОГИИ:
Качество проводимых научных исследований.
Возможность инноваций в производственном процессе.
Возможность разработки новых товаров.
Степень овладения существующими технологиями.
КФУ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОИЗВОДСТВУ:
Низкая себестоимость продукции.
Качество продукции.
Высокая степень использования производственных мощностей.
Выгодное месторасположение предприятия (экономия затрат при транспортировке).
Доступ к квалифицированной рабочей силе.
Высокая производительность труда.
Возможность изготовления большого количества видов продукции разных размеров.
Возможность выполнения прямых заказов потребителей.
КФУ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ:
Широкая сеть оптовых дистрибьюторов.
Широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли.
Наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании.
Низкие расходы по реализации.
Скорая доставка.
КФУ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К МАРКЕТИНГУ:
Высокая квалификация сотрудников отдела реализации.
Доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции.
Аккуратное исполнение заказов покупателей.
Разнообразие моделей/видов продукции.
Искусство продаж.
Привлекательное оформление и упаковка.
Гарантии для покупателей.
КФУ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ:
Особый талант (важен при оказании профессиональных услуг).
Ноу-хау в области контроля за качеством.
Компетентность в области дизайна.
Степень владения определённой технологией
- Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Инвестиции и бизнес-проектирование»
- 7.Роль государства в развитии инвестирования
- 8.Основные направления современной инвестиционной политики рб
- 9.Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 10.Инвестиционная инфраструктура, ее значение.
- 11.Концессия как новая форма инвестиционной деятельности
- 12.Инвестиционный договор как инструмент привлечения инвестиций в реальный сектор
- 13.Понятие, параметры и виды инвестиционных проектов
- 14.Содержание предынвестиционной стадии проекта
- 15.Концептуальная модель определения экономической эффективности проектов
- 16.Общая схема оценки эффективности
- 17.Оценка эффективности проекта на разных стадиях его разработки и реализации
- 18.Информация, необходимая для оценки эффективности проекта
- 19.Методические принципы определения эффективности инвестиционных проектов
- 21.Обоснование инвестиций: состав обязательных предпроектных документов.
- 22.Содержание Обоснования инвестиций.
- 23.Состав и содержание плана управления проектом.
- 24.Предназначение бизнес-плана и его разработчики
- 25.Общие требования к разработке бизнес-плана
- 27.Рекомендации по оформлению бизнес-плана
- 28.Государственная экспертиза бизнес-плана
- 35.Оценка потребности в финансировании инвестиционного проекта
- Тема 10 стр.38