3.1. Правовое регулирование деятельности корпораций в условиях переходной экономики Законодательство должно быть системным
Как показывает анализ, Правительство РФ больше не может директивно управлять экономикой, поскольку оно не может управлять чужим имуществом (большая часть предприятий в России сейчас находятся в частной собственности). В этой связи, по нашему мнению, на смену существовавшему ранее государственному административно-командному управлению экономикой должно прийти экономико-правовое регулирование деятельности корпораций. В данной гл. рассмотрим правовые аспекты корпоративного управления.
За прошедшие годы в этом отношении было сделано достаточно много. Принят целый ряд федеральных законов, таких, например, как законы об акционерных обществах и о ценных бумагах, первая и вторая части Гражданского Кодекса, Семейный и Уголовный кодексы. Однако при всем этом российское законодательство по-прежнему остается сложным, запутанным, имеющим большие пробелы, противоречивым и несистемным [32].
Законотворческая деятельность во всех ветвях власти (в Правительстве, в Думе, в Администрации Президента), по нашему мнению, лишена системности. Анализ опыта развитых стран показывает, что все правовое регулирование экономики должно быть системным и включать в себя три основных элемента:
законодательство;
исполнение законов;
правоохранительную систему.
Между тем в России до сих пор ни само законодательство, ни процесс его принятия, ни обеспечение выполнения законов системностью не отличаются. В то время как в первую очередь необходимо принятие фундаментальных законов – кодексов, очень много принимается мелких, частных законов.
Фундаментальные законы, такие как Конституция или Гражданский Кодекс, для обеспечения действия своих норм предполагают отсылки к законам, которые до сих пор не приняты, в результате эти нормы не работают.
При принятии новых законов старые законы, а также ведомственные нормативные акты должны либо подлежать отмене, либо в них должны вноситься соответствующие изменения и дополнения, но этого часто не происходит.
Субъекты Федерации, не дожидаясь центра, принимают свои законы (которые нередко противоречат федеральным законам). При этом "тоска по системности" приводит к тому, что в Республике Башкортостан, например, принято целых 13 кодексов.
Противоречащие друг другу законы взрывают изнутри систему правового регулирования. Давно уже стал хрестоматийным пример о первоочередности списания средств со счетов предприятий. Закон о приватизации предусматривает единые условия приватизации на всей территории России, а в Законе о местном самоуправлении говорится, что условия приватизации местного имущества определяют местные органы власти.
Помимо законов, многие ведомства издают свои нормативные акты. Министр юстиции привел такие цифры: из представленных в первом квартале 1998 г. на регистрацию в Минюст 29 нормативных актов Минфина было зарегистрировано лишь 11, остальные – отклонены по причине несоответствия действующему законодательству. Из 23 актов ГТК Минюст зарегистрировал 4, из 18 актов Госналогслужбы зарегистрировано 4. Все акты Мингосимущества были отклонены Минюстом. Самое юридически грамотное ведомство – Минэкономики – все представленные им в январе-марте акты соответствовали законодательству и были Минюстом зарегистрированы.
- Бандурин Александр Владимирович
- Оглавление
- Глава 1. Анализ деятельности российских корпораций
- 1.1. Российские корпорации в современной экономике Этапы становления корпоративного управления
- Баланс интересов
- Цели и структура
- Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
- Типы корпоративных объединений
- Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- Баланс (структура)
- Отчет о доходах и расходах (структура)
- Сводная ведомость платежей (контрагенты и даты)
- 1.2. Экономическая среда деятельности российских корпораций
- Финансовые результаты
- Активы корпораций
- Инвестиционная активность корпораций
- Динамика валютного рынка
- Совершенствование фондовых механизмов
- 1.3. Зарубежный опыт функционирования корпораций Мировой рынок иностранных инвестиций
- Специфика корпоративных объединений
- Корпоративные объединения сша
- Японские сюданы
- Южнокорейские чеболи
- Корпоративные объединения Германии
- Глава 2. Проблемы Юридического обеспечения деятельности корпораций
- 2.1. История развития и совершенствования законодательства о корпоративных объединениях
- 2.2. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России
- 2.3. Правовое обеспечение процесса трансформации собственности при формировании корпоративных объединений в период приватизации
- Глава 3. Правовые аспекты Корпоративного управления
- 3.1. Правовое регулирование деятельности корпораций в условиях переходной экономики Законодательство должно быть системным
- Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти
- Законы, не обеспеченные финансированием
- Соотношение частного и публичного права
- Законы, которые следует принять в первую очередь
- Система правового регулирования
- 3.2. Особенности российского корпоративного законодательства в современных условиях
- 3.3. Правовое регулирование составления консолидированной корпоративной отчетности
- Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Глава 4. Организационно-экономические аспекты корпоративного управления
- 4.1. Экономическая эффективность и стратегическое планирование деятельности корпорации Экономическая эффективность деятельности корпорации
- Стратегическое планирование
- Общая стратегия корпорации
- Поведение на рынке
- Внутренняя структура корпорации
- Организационно-управленческая структура
- Стратегия управления корпорацией Структура системы управления корпорацией
- Цели объединения предприятий в корпорации:
- 4.2. Организационные аспекты повышения экономической эффективности деятельности корпорации Оптимальная организационная структура корпорации
- Принятие управленческих решений в корпорации Создание системы оперативного управления
- Научно обоснованный выбор оперативной системы управления
- Порядок принятия высшим менеджментом корпорации управленческого решения
- Анализ альтернатив управленческого решения
- 4.3. Оценка стоимости пакета акций корпорации
- Проведение предварительной работы
- Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры
- Информационное обеспечение и создание условий для выпусков адр
- Продвижение акций на международные рынки
- Стратегия поглощения
- Оценка дисконтного потока средств ("дпс")
- Прогноз свободного потока средств
- Определение дисконтной ставки
- Оценка конечной стоимости
- Пример оценки стоимости пакета акций корпорации
- Техника предварительного сравнительного анализа компаний
- Сравнительный анализ операции
- Анализ заменяемой стоимости
- Российская специфика оценки пакетов акций
- Заключение
- Список использованных источников
- Бандурин Александр Владимирович зинатулин Ленар Фаридович экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в россии
- 103055, Москва, ул. Палиха, 2а