logo search
Makroekonomika

30. Анализ эффективности кредитно-денежной политики с позиций кейнсианства, монетаризма, теории «экономики предложения».

Цель денежно-кредитной политики - создание при помощи своих инструментов таких экономических условий, при которых совокупный объем производства будет достигаться при полной занятости и низком уровне инфляции.

Сходство взглядов кейнсианства и монетаризма: *методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа; *главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу; *в обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот; *в качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Расхождения между представителями 2-х теорий:

  1. Оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику.

    Кейнсианство

    Монетаризм

    рыночная система по своей природе неустойчива, она лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие. Стабильность противоречит самой природе рыночных отношений: колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка. Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этих условиях должно играть активную роль в стабилизации экономики.

    рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. Государство не должно вмешиваться в рыночные взаимосвязи.

  2. Аналитическая основа.

    Кейнсианство

    Монетаризм

    основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Основное уравнение: ВНП = С + ĺg + G + Xn, где С – потребительские расходы домашних хозяйств; Ig – валовые частные внутренние инвестиции; G – государственные закупки товаров и услуг; Хn – чистый экспорт товаров и услуг, или разница между экспортом и импортом.

    совокупные расходы (совокупный спрос) – это предложение денег умноженное на скорость их обращения. Основное уравнение: МV = PQ, где М - предложение денег; V - скорость обращения денег, или среднее количество сделок, которое обслуживает одна денежная единица в течение одного года, ее величину монетаристы считают постоянной; Р – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства товаров и услуг; Q - физический объем произведенных товаров и услуг. Левая часть уравнения (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема.

  3. Методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики.

Кейнсианство

Монетаризм

В государственном регулировании экономики денежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в создании совокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Деньги в уравнении присутствуют постольку, поскольку каждый компонент совокупного спроса имеет денежное выражение.

Согласно данной концепции выбор вида денежно-кредитной политики определяется тем, какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.

Политика дорогих денег - ограничение совокупного спроса и снижение уровня инфляции. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.

Политика дешевых денег - увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.

По мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хn). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики. На проведение внутренней денежно-кредитной политики сильное влияние оказывает открытость экономики и усложняющиеся международные экономические связи. На величину чистого экспорта (Хn) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.

Исходя из данного подхода денежно-кредитная политика гос-ва малоэффективна, поскольку зависит от большого числа неконтролируемых факторов.

денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране. Денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость. С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег вредна и бессмысленна.

Проведение эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает: 1) отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно изученная система, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос; 2) отказ от бюджетной политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль “служащего”, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность; 3)главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом: ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. 4) Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей

Теория экономики предложения - в долгосрочном периоде борьба с безработицей и инфляцией должна ориентироваться непосредственно на стимулирование предложения. Представители данной теории утверждают, что дискретная фискальная и кредитно-денежная политика, отстаиваемая кейнсианцами, не может одолеть стагфляцию (экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с инфляцией).

Теория экономики предложения предполагает: 1) приостановку роста государственного вмешательства в экономику путем замораживания и некоторого сокращения расходов на социальные программы (при увеличении затрат на оборону); 2) сужение государственного регулирования частного бизнеса для уменьшения его издержек и монополизации; 3) сдерживание роста денежной массы; 4) снижение налогов.