logo search
все ответы

37. Топливно-энергетический комплекс региона, его значение для региональной экономики.

Топливно-энергетический комплекс России — это совокупность отраслей экономики России, связанных с производством и распределением энергии в её различных видах и формах

Топливная промышленность — это комплексная базовая отрасль, основной источник электроэнергии и важного промышленного сырья.

ТЭК России базируется на собственных энергетических ресурсах. В 1988 году в России было получено 13 % всей энергии, производимой в мире, при том, что её население составляет менее 3 % Земли.

Тепловая энергетика России достаточно хорошо обеспечена запасами органического топлива. Однако растут издержки добычи органического топлива, постепенно нарастают экологические проблемы. Себестоимость производства электроэнергии на атомных электростанциях примерно в два раза ниже, чем от топливных электростанций.

Тенденции:

В июле 2010 года между Минэнерго РФ, ОАО «Газпромбанк» и Немецким энергетическим агентством подписан меморандум о взаимопонимании по вхождению Газпромбанка в Российско-немецкое энергетическое агентство (Rudea). Российской стороне достанется до 30 % Rudea

Европейские регионы России и Западная Сибирь:

Восточная Сибирь и Дальний Восток России: 6-8 %.

Морской шельф: 1 %(Эти регионы содержат 46 % разведанных запасов и 50 % вероятных запасов нефти, 80 % природного газа).

Полуостров Ямал:развитие добычи начнётся с 2000 года.

Достоверные (разведанные) российские ресурсы (относительно мировых запасов):

Топливо и электроэнергия – важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и её различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.).

Топливно-энергетический комплекс – главное опорное звено народного хозяйства. Наряду с ТЭК важная роль принадлежит межотраслевым комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции.

Топливно-энергетический комплекс. В настоящее время в топливном балансе страны резко возросла доля нефти и газа, большое значение приобрёл уголь открытой добычи. Самое дешёвое топливо – тюменский газ и канско-ачинский уголь. Среди приоритетных направлений дальнейшего развития комплекса на первом месте должны быть активная энергосберегающая политика и обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса.

Размещение нефтегазодобычи в срединной зоне страны определило возможность эффективного топливоснабжения различных регионов. За последние десятилетия основные центры газовой промышленности переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и Европейский Север, а затем в Западную Сибирь (Тюменская область), ставшую главной базой добычи природного газа (свыше 90 %). Новые центры развиваются на Южном Урале (Оренбургская область) и в Прикаспии (Астраханская область), где сооружаются и действуют крупные газохимические комплексы, а также на Европейском Севере. Газодобыча ведётся в старых районах – на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Добычу, переработку и транспорт газа осуществляет крупнейшее в мире газопромышленное объединение (естественная монополия) – РАО «Газпром».

Сложилась Единая система газоснабжения. Рынок товарного газа имеет обширное территориальное распространение. Сеть магистральных газопроводов, превышающая 153 тыс. км, охватила европейскую часть с Уралом, Западную Сибирь, а также страны СНГ и Балтии. Крупнейшие (многониточные) трубопроводные магистрали идут в направлении Сибирь – Центр – Западная граница. Газ поступает на экспорт в Восточную и Западную Европу.

Добыча и транспортировка газового топлива весьма эффективны. В РФ впервые используются для газопроводов трубы диаметром 1 220 и 1 420 мм при давлении 75 атм. с пропускной способностью 20–22 и 30–32 млрд куб. м газа в год, намечается применять ещё более крупные трубы – 1 620 мм при давлении 120 атм. и с пропускной способностью до 60 млрд куб. м. Вместе с тем в связи с проведением энергосберегающей политики и необходимостью сохранения отечественных природных богатств возникает вопрос о некотором сдерживании темпов добычи газа и строительства новых крупных газопроводов (несмотря на поступление от экспорта больших валютных ресурсов).

Добыча нефти распространилась из предгорий Кавказа в район между Волгой и Уралом, а с 60-х годов – в пределы Западно-Сибирской равнины. Почти всю российскую нефть дают Западно-Сибирская (около 70 %) и Волго-Уральская (более 25 %) нефтегазоносные провинции.

Характерно, что половину западно-сибирской нефти добывают три компании– «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «ЮКОС». В старых нефтяных районах запасы постепенно вырабатываются, технико-экономические показатели добычи ухудшаются. Если 30 лет назад 2/3 всей нефти добывалось дешёвым фонтанным способом, то теперь столько же приходится на дорогой насосный метод.

Крупнейшая нефтедобывающая компания России – «ЛУКОЙЛ», важное место в отрасли занимает государственная корпорация «Роснефть». Единственное нефтетранспортное объединение – «Транснефть» – находится в руках государства.

Большой интерес к разработке нефтяных месторождений Сибири, Европейского Севера, Дальнего Востока проявляет иностранный капитал (особенно американский и японский). Ему зачастую удаётся заключить контракты (в том числе соглашения на основе раздела продукции), ведущие к преждевременному истощению запасов нефти. Поэтому необходимо сочетать коммерческие выгоды с обеспечением экономической безопасности при эксплуатации отечественных природных ресурсов (США стараются собственные нефтяные месторождения зарезервировать и использовать прежде всего экспортируемое топливо).

Важнейшие магистральные нефтепроводы, определяющие территориальную сферу нефтяного рынка, проложены из Северо-Западной Сибири на запад, юг, восток.

Общая протяжённость магистральных нефте- и продуктопроводов составляет 61 тыс. км. Ряд магистралей пересекает государственную границу и транспортирует нефть на экспорт.

Переработка нефти в основном размещается в районах потребления нефтепродуктов, хотя это не всегда выгодно. Исторически нефтепереработка возникла на путях следования по Волге бакинской нефти (Волгоград, Саратов, Сызрань и др.), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Орск, Ангарск и др.). Вместе с тем нефть перерабатывается в местах её добычи или вблизи их – Волго-Уральском районе (Уфа, Новокуйбышевск и др.), на Северном Кавказе (Грозный), Европейском Севере (Ухта), в Западной Сибири (Омск).

Основной рынок нефтепродуктов (продажа) совпадает с крупнейшими районами и центрами их производства: автобензина – Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива – те же регионы и Нижегородская область, топочного мазута – перечисленные районы, Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1 250 км.

Большинство нефтеперерабатывающих заводов работает по мазутной схеме, извлекая только 3/5 лёгких фракций (в США – 9/10). Переход на глубокую технологию с повышенным выходом означает резкое увеличение ресурсов получаемого нефтехимического сырья, перерабатываемого при высоком потреблении электроэнергии и тепла. Поэтому реконструкция расположенных в энергодефицитных европейских районах нефтеперерабатывающих заводов в нефтехимические комбинаты хотя и диктуется техническим прогрессом, но малоэффективна с народнохозяйственной точки зрения. Такие комбинаты целесообразно создавать (несмотря на дальние перевозки готовой продукции) в районах Сибири, располагающих крупными источниками дешёвого энергетического топлива.

В условиях рыночных отношений угольная промышленность стала испытывать серьёзные затруднения. Большинство шахт оказались убыточными. Трудности коснулись даже Донецкого, Печорского и Кузнецкого бассейнов, добывающих высококачественный, но зачастую дорогой уголь (из-за глубокого залегания и маломощности пластов).

С точки зрения рационализации межрайонных потоков и формирования рынков угля целесообразно, чтобы сфера экономического влияния каждого бассейна находилась в границах равных удельных затрат с сопредельным бассейном. Рост железнодорожных тарифов создал перекосы в районировании потребления углей основных бассейнов. Наиболее дорогой по затратам на добычу донецкий уголь стал более дешёвым (с учётом стоимости доставки потребителям), чем кузнецкий и печорский в европейской части РФ, где потребляется примерно одинаковое количество этих видов энергетического топлива. В такие традиционные районы сбыта кузнецкого угля, как Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Центральный в больших объёмах начали поставляться печорские и донецкие угли. Поскольку общая добыча углей Кузбасса в два с лишним раза превышает добычу двух других, специалисты считают целесообразным положить затраты на кузнецкий уголь в основу согласования цен в районах, расположенных западнее его места добычи.

Свыше 1/4 угля продаётся непосредственно в основных угледобывающих районах: в Кемеровской области, Республике Коми, Красноярском крае, Ростовской области, Республике Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок каменного угля по железным дорогам составляет свыше 1 000 км, кокса – 1 600 км.

Более 30 % производства электроэнергии приходится на восточные районы, где себестоимость 1 кВт·ч в несколько раз ниже. Почти 75 % электроэнергии дают пять развитых индустриальных или энергоизбыточных районов – Центральный, Восточно-Сибирский, Уральский, Западно-Сибирский, Поволжский. Определилась тенденция строительства мощных тепловых электростанций на дешёвом угле открытой добычи и природном газе, крупных атомных электростанций, а также больших экономичных гидроэлектростанций.

На тепловых электростанциях (без атомных) вырабатывается большая часть всей электроэнергии. Самые крупные из них расположены в Центре, Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В Сибири помимо действующих развёрнуто строительство новых ТЭЦ, использующих дешёвые газ и уголь.

Атомные электростанции ориентируются на потребителей электроэнергии в районах с напряжённым топливно-энергетическим балансом или ограниченными ресурсами минерального топлива и гидроэнергии (Центр, Центральное Черноземье, Северо-Запад, Поволжье, Урал и др.). Разработана концепция развития атомной энергетики как одной из экономичных и безопасных отраслей (при надёжной конструкции и правильной эксплуатации). Продолжается строительство ряда АЭС и АСТ (станций теплоснабжения).

Самую дешёвую электроэнергию (в 5–6 раз дешевле тепловой) вырабатывают гидроэлектростанции. Мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Енисее (Самарская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Воткинская, Братская, Красноярская, Саянская и др.).

В состав Единой энергетической системы (естественная монополия РАО «ЕЭС России») входят электростанции и сети европейской части и Сибири. В России семь объединённых энергетических (межрайонных) систем: Центра, Северо-Запада, Юга, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Электростанции, поставляющие электроэнергию в общую систему, именуемую федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности, подчиняются единой технологической дисциплине, исполняя команды по загрузке генераторов, поступающие из диспетчерского центра управления ЕЭС и диспетчерских пунктов объединённых энергосистем. Баланс спроса и предложения на электроэнергию как товар (услугу) регулируется системой общего и региональных рынков в масштабе страны.

Топливно-энергетический комплекс

Крупнейший производитель электро- и теплоэнергии: ОАО "Омская электрогенерирующая компания" (порядка 97 % общей выработки электроэнергии и около 60% - тепловой энергии).

Специфические особенности омской энергосистемы: основное проектное топливо омских ТЭЦ - экибастузский уголь (Казахстан); дефицитность омской энергосистемы (до 40% электроэнергии поставляется в Омскую область другими энергосистемами).

В рамках работы по повышению надежности энергоснабжения потребителей Омской области на территории региона реализуется целевая программа "Развитие инженерной инфраструктуры в Омской области до 2010 года".

Энергетический комплекс

Энергетический комплекс Омской области является инфраструктурной основой региональной экономики.

Объемы производства промышленной продукции в электроэнергетике определяются энергопотреблением в основных отраслях экономики и социальной сферы Омской области, а также объемами покупной электроэнергии. При этом выработка электроэнергии теплоэлектростанциями, расположенными на территории Омской области, покрывает до 70 процентов от общего электропотребления области. Недостающий объем электроэнергии поставляется с НОРЭМ.

В целях ликвидации дефицита тепловой и электрической энергии Омской области, обеспечения создания резервных мощностей для энергоснабжения развивающихся территорий Левобережной части города Омска планируется возобновить строительство Омской ТЭЦ-6, а также реконструировать ТЭЦ-3 с передачей тепловой энергии на левый берег реки Иртыш в городе Омске. Данные проекты включены в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года № 215-р.

В рамках реализации соглашения о сотрудничестве в области развития объектов электросетевой инфраструктуры, заключенных Правительством Омской области, Администрацией города Омска и хозяйствующими субъектами электроэнергетики, для обеспечения надёжного электроснабжения новой жилой застройки в Левобережной части города Омска в феврале 2008 года введена в эксплуатацию подстанция 110/10 кВ "Весенняя". Начато строительство подстанции 110/10 кВ "Прибрежная" и начато проектирование подстанции "Заречная"

Продолжается реализация совместных с открытым акционерным обществом "Газпром" проектов по строительству газопроводов в рамках программы газификации регионов России. В декабре 2008 года введена в эксплуатацию газокомпрессорная станция "Омская", обеспечившая оперативность управления потоками природного газа с Тюменских и Томских месторождений, поставляемого для нужд потребителей регионов Урала и Сибири, в том числе Омской области. В ближайшее время планируется строительство объекта "Газопровод-отвод к ГРС – 29 в городе Омске, с подключением к МУ СРТО – Омск, км 1758", что позволит закольцевать систему газоснабжения областного центра и повысить надежность ее функционирования.

В России наиболее богаты топливно-энергетическими ресурсами, где они наиболее дешевы, районы Сибири (62 %) и Дальнего Востока (31 %). Самыми эффективными отраслями обрабатывающей промышленности в Сибири являются энерго- и топливоемкие – цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, поскольку доля потребления топлива и электроэнергии на единицу продукции y них наивысшая (более 35 % против средней 6 %). Поэтому целесообразна специализация сибирских регионов не только на добыче дешевого топлива и энергии, но и на их переработке. Такой вывод делается из сопоставления факторов развития регионов (энергообеспеченность) и размещения отраслей (энергоемкость).

факторов, наряду с экономическими законами, является неотъемлемой частью методологии и организации социально-экономического развития регионов и формирования региональной структуры экономики (рис. 6).

Региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов и их систем.

Значение факторов меняется с переходом к рыночным отношениям.

Почти в 10 раз увеличились региональные различия в стоимости топлива и в 3–4 раза – электроэнергии. Повышение значимости природных факторов обусловлено также расширением самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами.

Повысилась роль транспортного фактора. В результате опережающего роста стоимости перевозок по сравнению с издержками производства товаров и цен на них локализуются рынки товаров отечественного производства, осложняется их выход на мировой рынок, создаются предпосылки для диверсификации хозяйства регионов при одновременном сужении их производственной специализации и межрайонного обмена.

С усилением региональных различий в стоимости жизни и рабочей силы, уровне занятости, возросшей и часто не совпадающей с региональными экономическими интересами миграцией населения, возрастает и влияние социального фактора на развитие регионов. Эта тенденция сохранится с выходом из кризисного состояния и ростом уровня жизни и себестоимости рабочей силы.

В новых условиях изменились сами обстоятельства формирования региональных ресурсных предпосылок развития. Так, стоимость топливно-энергетических ресурсов зависит от ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, размежевания по видам государственной собственности (федеральная, субъектов Федерации), разноэтапности регулирующих мероприятий в ТЭКе, а не только от качественных отличий месторождений топлива и их размещения.