2. Развитие экономических учений. Общие закономерности экономики и их применение в региональной экономике.
Полезно напомнить читателям основные макроэкономические этапы развития хозяйственного уклада, характеризующие мировую экономику и основные экономические течения, сформировавшиеся школы и теории. Отправным пунктом хозяйствования было натуральное хозяйство племен. Затем с зарождением разделения труда и обмена его продуктами появился первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм. Начиная с рабовладельческого периода, формируются государства – крупные территориальные образования; военные действия, захват чужих территорий, порабощение людей становятся средством насильственного решения экономических проблем, обогащения одних наций и индивидов за счет других. Элементы использования людей как товара сохранились в мире до настоящего времени. По данным ООН, за 2002 г. на земле было продано около четырех миллионов рабов, из них большинство – дети, при этом на первом месте по продаже детей зафиксирована РФ.
Возникновение экономической мысли связывают с зарождением человечества. Библия свидетельствует, что между сынами Адама существовало разделение труда: один – скотовод, другой – земледелец. В царствование царя Хаммурапи в государствах Древнего Востока появились первые экономические законы, устанавливавшие правила и нормы экономического поведения граждан, отношения между ними и государством, между рабом и господином, денежные отношения (аренда земли, арендная плата, оплата труда наемных работников, взаимные договорные и долговые обязательства, штрафы за их нарушения) – это относится к XX в. до нашей эры [52, с. 40–42].
Первыми учеными-экономистами могут считаться греческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель (V–IV вв. до н. э.), которые выпустили ряд работ, например трактаты «Политика» и «Этика» Аристотеля. Экономические учения сформировались во втором тысячелетии нашей эры. Рассмотрим основные из них.
1. Меркантилизм (XVI–XVII вв., от итал. «торговец», «купец»), основными идеями которого, помимо выделения роли как главного компонента материального благополучия и богатства, стали:
-
рассмотрение людей, проживающих на территории того или иного государства, как единого общественного организма (нации, народа);
-
конкуренция во внешней торговле;
-
протекционизм отечественным производителям;
-
активный торговый баланс.
Устанавливались высокие импортные пошлины, экспортные премии, поощрялось торговое посредничество, выдавались государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяющих производств.
2. Физиократизм (XVI–XVII вв., «власть природы»), основателем которого считается Ф. Кенэ. Суть этого учения сводилась к признанию «произведений земли» главным богатством, а отсюда сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность признавалось основным источником богатства.
3. Классическая школа (XVII–XVIII вв.). Ее основателями принято считать Адама Смита (1723–1790 гг.), Давида Рикардо (1772–1823 гг.), Томаса Мальтуса (1766–1834 гг.), Джона С. Милля (1806–1873 гг.). Фундаментальный труд А. Смита (1776 г.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором введены зависимости между уровнем материального богатства, количеством потребляемой продукции и численностью населения страны; производительность труда как наиболее значимый фактор определяется разделением труда и уровнем накопления капитала; «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». А. Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен в зависимости от спроса и предложения. До наших дней пользуется популярностью девиз «laisses fair», означающий «пусть все идет само собой, без внешнего принуждения». А. Смит заслужил титул «отца экономики».
4. Утопический социализм и коммунизм (XVI–XX вв.). Основатель его Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) изложил основные идеи в книге «Город солнца», затем сложилось научное течение марксизма-ленинизма на основе трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ахиллесовой пятой классиков этого течения явилось то, что они игнорировали психологию людей, внутренние мотивы индивидов считали возможным подчинить высоким идеалам, «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», ставя во главу угла как путь достижения такого общества классовую борьбу с гегемонией пролетариата и насильственным принуждением – «воспитанием» масс.
5. Маржинализм (XIX в., от франц. marginal – предельный). Представители этого течения считали, что не должно существовать единых законов для всех стран мира, и стали разрабатывать «местные теории», в частности маржинализм, отправной идеей которого стала установка ценности товара не в производстве, а в процессе обмена, при этом, чем больше товаров определенной номенклатуры появляется на рынке, тем ниже опускается их цена, т. е. тем самым как бы уменьшается их предельная полезность для потребителей.
6. Неоклассицизм, основателем которого считается А. Маршалл (1842–1924 гг.). Он использовал функциональный подход, суть которого в выявлении функциональных зависимостей между экономическими явлениями. Одна из таких зависимостей – между спросом и предложением – устанавливает рыночную равновесную цену, причем цена продавца устанавливается по классическому канону (себестоимости товара), а цена покупателя – по маржинальному, т. е. по предельной полезности товара.
К неоклассицизму примкнули «теория несовершенной конкуренции», неолиберализм. Представители этих течений Ф. Хайек (1899–1992 гг.), И. Шумпетер (1883–1950 гг.) выступали за полную свободу, либерализацию рыночных отношений, свободное предпринимательство. Практическое приложение идей неолиберализма представлено творцом немецкого «экономического чуда» Л. Ф. Эрхардом в книге «Благосостояние для всех» и в практической программе возрождения Германии, основанной на идее приспособления к складывающейся ситуации.
7. Кейнсианство – направление в экономической науке, основанное на взглядах и позициях английского ученого Д. М. Кейнса (1883–1946 гг.), изложенных в работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Основные идеи Д. М. Кейнса заключаются в том, что макроэкономика и микроэкономика развиваются по разным законам; требуются конкретные направления регулирующего воздействия на экономику со стороны государства; если объем сбережений превышает объем инвестиций, возникает безработица; при обратном стечении обстоятельств возникает инфляция; эффект акселерации появляется при государственном стимулировании строительства жилья, т. к. предприниматели будут вынуждены вкладывать средства и в производство стройматериалов, строительство дорог, строительного оборудования; мультипликативный эффект роста спроса и вложений обуславливается расходованием сбереженных населением средств на потребление; «парадокс бережливости» приводит к сокращению потребительских расходов и лишает доходов людей, занятых в производстве товаров и услуг. Главная задача государства, по кейнсианству, состоит в сохранении макроэкономического равновесия через воздействие на совокупный спрос. Инфляция в стране означает, что совокупный спрос должен быть сокращен путем ужесточения налогового режима: спрос падает и инфляция прекращается. При безработице правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредиты легкодоступными для предпринимателей – это приведет к росту спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы.
8. Монетаризм – теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Поэтому управление экономикой со стороны государства должно сводиться к контролю за денежной массой, эмиссией денег. Основатель теории – американский профессор М. Фридмен. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет танец доллара», – так считают монетаристы. Влияние денег на экономическую активность – внутренний (эндогенный) фактор. Спрос на деньги является одним из важных побудителей экономики, государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
9. Теория экономики предложения основана на многих положениях неоклассической школы. Основатели (А. Лаффер и Дж. Гилдер) главной идеей теории выдвигают тезис о том, что надо стимулировать активизацию предложения продуктов, а не подвергать совокупный спрос государственному регулированию. Основные действия государства в сфере экономики должны сводиться к снижению инфляции (по монетаризму), уменьшению налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций, сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения государственных расходов, к последовательной политике приватизации государственной собственности. М. Тэтчер в Великобритании, К. Танака в Японии, Р. Рейган в США во многом опирались на теорию экономики предложения.
10. Теория рациональных ожиданий – одно из самых молодых направлений в современной экономической теории (Дж. Мут, Т. Лукас, Л. Реппинг). Основные положения теории исходят из анализа поведения потребителей на рынке, которые стремятся к максимизации полезности предметов потребления и способны предсказывать все возможные изменения в хозяйстве, прогнозировать будущий уровень цен.
11. Институционализм, заложенный Т. Вебленом, получает распространение в начале XX в. Идеологом этой школы является американский экономист Дж. К. Гэлбрейт. Основные положения институционализма сводятся к выходу на передний план процессов экономической организации, управления, социального и организационного фактора. Государство, крупные корпорации и профсоюзы – социальные институты, решающим образом влияющие на экономику. В эпоху технико-технологического прогресса определяющая роль в управлении принадлежит техноструктуре, т. е. слою менеджеров, который руководствуется надклассовыми интересами. «Планирующая» и «рыночная» структуры способны сосуществовать в смешанной экономике, особых препятствий к их конвергенции, слиянию не имеется. Это успешно демонстрирует Китай. Основные идеи постиндустриального общества изложены в книгах Д. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества» и в работе российских ученых под руководством акад. Д. С. Львова [36].
Экономические течения развивались в России, начиная с образования всероссийского рынка и возникновения мануфактур в XVII в. Их связывают с именами таких ученых, как А. Л. Ордын-Нащекин (1605–1680 гг.), написавший «Новоторговый устав», И. Посошков (1652–1726 гг.) «Книга о скудости и богатстве», В. Татищев «Представление о купечестве и ремеслах», основоположник русской статистики А. Чупров (1874–1926 гг.), теоретик Г. Плеханов (1856–1918 гг.), экономист П. Струве (1870–1944 гг.), реформаторы П. Столыпин (1862–1911 гг.) и С. Витте (1849–1915 гг.), ученый-энциклопедист М. Туган-Барановский (1865–1919 гг.), ученые-экономисты и практики В. Руднев (1874–1939 гг.), Е. Преображенский (1886–1937 гг.), А. Чаянов (1888–1937 гг.), Н. Кондратьев (1892–1938 гг.), экономисты-математики, одни из первооткрывателей экономико-математического моделирования как нового направления анализа, исследований и оптимизации экономических решений В. Немчинов (1894–1964 гг.), Л. Канторович (1912–1986 гг.), В. Леонтьев (р. 1906), Н. Федоренко (р. 1917) и др. современные теоретики и практики почти непрекращающихся реформ, перестроек, модернизации принципов, законов и структуры экономики России как сложной хозяйственной системы1.
Основные экономические закономерности формировались с развитием экономических течений и обобщены Б. А. Райзбергом в виде совокупности законов. Приведем их для напоминания читателям, изучившим «Экономическую теорию», с целью последующего учета действия этих общих законов в региональной экономике.
1. Закон возвышения потребностей.
2. Принцип ограниченности ресурсов.
3. Граница производственных возможностей и закон возрастания вменённых издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат).
4. Закон убывающей доходности (отдачи).
5. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.
6. Закон спроса.
7. Закон предложения.
8. Закон денежного обращения.
9. Зависимость структуры личного потребления от доходов. Закон Энгеля/
Таким образом, можно сделать следующие выводы на основе анализа истории развития экономики и управления, сформировавшихся учений, подходов и закономерностей:
1. Региональная экономика и управление сформировались исторически раньше макро- и микроэкономики («киберно» – поместье, «кибернет» – управляющий).
2. Экономика и управление неразрывно связаны, т. к. любое хозяйствование требует разумного управления. Это подтверждает схема воспроизводства (рис. 3) [52, с. 35].
3. Общие законы экономики, закономерности, подходы, направления, принципы менеджмента применимы к региональной экономике и управлению. Помимо общих региональная экономика должна базироваться на частных законах и принципах, которые будут рассмотрены ниже.
4. К государственным, региональным, муниципальным объектам более применим термин «менеджмент» вместо термина «управление», т. к. они представляют собой социально-экономические системы, существенным компонентом которых являются люди как субъекты и объекты управления. Следовательно, к таким объектам более правильно применять термин «административное руководство» (т. е. менеджмент), а не управление (от англ. control), который более подходит для технических (эргатических) систем, в которых управляющего называют «оператор».
- 1. Предпосылки формирования дисциплины «Региональная экономика и управление».
- 2. Развитие экономических учений. Общие закономерности экономики и их применение в региональной экономике.
- 3. Развитие теории менеджмента. Общие подходы, основные направления менеджмента и их применение в управлении территориями.
- Основные направления и подходы менеджмента в XX в.
- 4. Научные основы, содержание дисциплины «Региональная экономика и управление», её связи с другими дисциплинами.
- 5. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «Региональная экономика и управление».
- 6. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление».
- 7. Основные проблемы теории и практики дисциплины «Региональная экономика и управление».
- 8. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление».
- 9. Общие признаки региона как социально-экономической системы и административно-территориального образования.
- 10. Внутрирегиональная организация хозяйства и управления.
- 11. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка.
- 12. Научно-технический и организационный факторы развития регионов.
- 14. Трудовые ресурсы как фактор развития региона.
- 15. Региональный рынок труда и методы его регулирования.
- 16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.
- 17. Структуры комплексов материального производства.
- 18. Типология регионов по различным критериям.
- 19. Промышленный комплекс региона: его состав и роль в динамике развития региональной экономики.
- 21. Особенности, методы формирования и регулирования регионального товарного рынка.
- 22. Место потребительского рынка в региональной экономике.
- 23. Финансовые ресурсы регионов, методы формирования доходной части и регулирования расходов бюджетов регионов.
- 24. Межбюджетные отношения на современном этапе: их особенности.
- 25. Финансовые ресурсы муниципальных образований. Проблемы и тенденции развития.
- 26. Методические подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социальному развитию регионов.
- 28. Экологические проблемы крупных поселений и меры их решения.
- 29. Основные тенденции развития здравоохранения в регионах и территориях.
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2009-2012
- 30. Развитие сферы услуг для населения в регионах и на территориях.
- 31. Тенденции развития сферы образовательных услуг. Создание структур непрерывного образования.
- I. Направления и основные параметры программ реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы
- 32. Принципы организации региональных органов управления и их функционирования.
- 32. Принципы организации региональных органов управления и их функционирования.
- 33. Полномочия органов местного самоуправления по управлению территориями.
- Статья 17. Федеральный закон Российской Федерации n 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
- 34. Формирование органов общественного самоуправления и сфера их деятельности.
- 35. Дифференциация уровней социально-экономического развития регионов и основные факторы, обуславливающие разные возможности развития регионов.
- 36. Регионы-доноры и регионы-реципиенты: их характеристика и отличия.
- 37. Топливно-энергетический комплекс региона, его значение для региональной экономики.
- 38. Природно-добывающие комплексы региона, их вклад в региональную экономику и экономику страны.
- 39. Целевые программы развития регионов.
- 40. Роль государственной региональной политики в реализации целевых программ развития регионов.
- 41. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов.
- 42. Межрегиональные транспортно-экономические связи.
- 43. Транспортный комплекс региона: его вклад в региональную экономику.
- 44. Крупные города и их значимость в развитии регионов.
- 45. Проблемы и направления развития малых и средних городских поселений регионов.
- 46. Проблемы и направления развития сельских поселений регионов.
- Товарная структура экспорта и импорта за январь-сентябрь 2010 года (в процентах к итогу)
- Услуги на внешнем рынке
- Иностранные инвестиции
- 48. Инвестиционный климат в регионе: методы создания привлекательного инвестиционного климата.
- 49. Конкурентоспособность крупных городов, регионов.
- 1.2. Ограничивающие факторы
- 1.3. Перспективные возможности развития Омской области
- 1.4. Потенциальные риски развития Омской области
- 50. Проблемы и методы повышения конкурентоспособности и привлекательности сферы жизнеобитания для населения в малых и средних городских и сельских поселениях.
- 51. Какое влияние оказывают факторы глобализации экономики на региональную экономику и управление?
- 52. Какими особенностями характеризуются приграничные регионы рф?
- 53. Какие основные направления поддержки малого бизнеса и предпринимательства осуществляются в регионах?
- 54. Приведите примеры позитивных тенденций развития муниципальных образований.
- 55. Назовите основные направления государственной региональной политики и механизмы её реализации в регионах.
- 56. Каково влияние общих законов рыночной экономики на функционирование региональной экономики?
- 57. Приведите примеры применения основных функций менеджмента в региональном управлении.
- 58. Какие принципы и закономерности менеджмента могут быть использованы на региональном и муниципальном уровнях управления?
- 59. Назовите основные функции полномочного представителя Президента рф в федеральном округе.
- 60. Назовите основные источники формирования доходной части бюджета региона.
- 61. Приведите примеры основных расходных статей бюджета региона (муниципалитета).
- 62. Каким образом определяется рыночная специализация производственных комплексов региона?
- 63. Какие основные показатели характеризуют уровень качества жизни населения региона и методы их регулирования?
- 64. Приведите пример региональной целевой программы и влияния её реализации на динамику развития региона.
- 65. Охарактеризуйте миграционные потоки населения на примере одного из регионов рф и их влияние на региональную экономику.
- 66. Назовите сферу применения балансовых методов при проведении расчётов на уровне региона (муниципалитета).
- 67. Приведите примеры применения региональных методов исследования для оценки ситуации в регионе.
- 68. Назовите основные полномочия исполнительной власти регионов.
- 1. Губернатор области:
- Закон омской области «о Правительстве омской области» n 483-оз
- 69. Назовите основные ветви власти на региональном и муниципальном уровнях, проблемы их взаимодействия.
- 70. Назовите основные проблемы в распределении полномочий между региональными властными структурами и органами местного самоуправления.
- Новая децентрализация?
- Полномочия
- 71. Назовите наиболее слабые регионы рф по уровню социально-экономического развития и мероприятия, которые намечены в региональной политике по их ускоренному развитию.
- 72. Назовите конкурентные преимущества и основные проблемы развития малых сельских поселений.
- 73. Назовите основные конкурентные преимущества крупного города рф.
- 74. Приведите пример динамичного развития одного из регионов рф.
- 75. Назовите основные характеристики одного из федеральных округов рф.