logo
все ответы

72. Назовите конкурентные преимущества и основные проблемы развития малых сельских поселений.

Сельские поселения составляют преобладающую часть территории Российской Федерации, на которой проживает почти треть российских граждан. Обладая серьезным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, сельские территории способны внести серьезный вклад в решение задач экономического роста и социального развития страны.

Однако в условиях неравномерности территориального развития только объединение усилий государства, муниципальных образований, бизнеса и гражданских организаций способна вывести те или иные сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Насущной необходимостью является применение комплексного подхода к развитию сельских территорий, основанному на устранении ведомственной разобщенности и определении приоритетности в поддержке сельских местностей.

Создание необходимых условий перехода сельских поселений на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития предполагает применение эффективных программно-целевых методов управления и бюджетного планирования, а также разработку новых технологий муниципального управления социально-экономическим развитием территории.

Реализация стратегических задач социально-экономического развития сельских территорий, формирование и исполнение местных бюджетов, осуществление экономической деятельности, поддержка социального сектора, комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления должны осуществляться органами местного самоуправления сельских поселений на основе соответствующих муниципальных планов и программ при активной поддержке органов государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации (государственно-муниципальное партнерство).

Однако, следует отметить, что в настоящее временя в России в большинстве сельских поселений отсутствуют необходимые организационные и материально-технические ресурсы для решения указанных вопросов.

В современных условиях сельские поселения объединяют типичные проблемы:

- недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития;

- низкий уровень собственных доходов местных бюджетов;

- нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления;

- отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий;

- демографические проблемы: сокращение рождаемости, естественная убыль населения, выбытие из сельской местности, низкая привлекательность и перспективность жизни и работы на селе для молодежи.

К наиболее проблемным вопросам перехода сельских поселений на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития также следует отнести:

- недостаточность существующей правовой и методологической основы для обеспечения их устойчивого и комплексного социально-экономического развития, а также отсутствие единых методологических подходов к вопросам разработки, принятия и реализации соответствующих муниципальных программ;

- слабая налоговая база и отсутствие стимулов у сельских поселений для ее развития;

- недостаточность информационного обеспечения органов местного самоуправления сельских поселений для составления прогнозов социально-экономического развития территории муниципального образования, в том числе о проведенных операциях по учёту поступлений в бюджет муниципального образования, а также о всех доходах, собираемых с территории муниципального образования;

- отсутствие опыта организации муниципального управления, а также взаимодействия органов местного самоуправления сельских поселений с населением и общественными объединениями граждан в процессе разработки и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

- отсутствие должного опыта и недостаточное правовое регулирование порядка взаимодействия органов местного самоуправления сельских поселений с хозяйствующими субъектами, заинтересованными в социально-экономическом развитии муниципальных образований (в том числе, за счет развития муниципально-частного партнерства).

Таким образом, вопросы социально-экономического развития сельских территорий остаются чрезвычайно актуальными.

Для решения указанных проблем сельских поселений целесообразно поддержать принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, а также активизировать работу по решению вопросов, направленных на содействие расширению возможностей сельских муниципалитетов в обеспечении комплексного социально-экономического развития.

В настоящее время органы местного самоуправления большинства муниципальных образований, в том числе сельских вынуждены проводить целый комплекс организационных и материально-технических мероприятий, обеспечивающих реализацию реформы местного самоуправления, а также требований законодательства Российской Федерации. В тоже время данные расходы местных бюджетов не учитываются при расчете финансовой базы муниципальных образований и осуществлении межбюджетного регулирования, а, следовательно, не обеспечены соответствующими источниками доходов. К числу таких мероприятий относятся:

- учет, инвентаризация, оформление технической документации на земельные участки и муниципальное имущество, а также осуществление регистрации указанных объектов;

- составление генеральных планов поселений, документов территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки территорий, документации по планировке территорий;

- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и обучение депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих.

Кроме того, в условиях экономического кризиса большинство сельских муниципальных образований не располагают средствами на финансирование капитальных расходов, в том числе на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, канализации), а также на проведение капитального ремонта зданий и объектов муниципальной собственности в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

В связи с этим участники Форума полагают целесообразным рассмотреть вопрос о выделении средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на софинансирование указанных расходов местных бюджетов.

В целях обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития сельских поселений необходимо:

- осуществление стратегического и долгосрочного планирования;

- решение проблем финансового и материального обеспечения муниципальных образований;

- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и их ответственности за устойчивое и комплексное развитие муниципальных образований;

- создание благоприятного инвестиционного климата на соответствующих территориях

- решение демографических проблем, привлечение кадров и молодежи в село.

Проблема комплексного развития территорий сельских поселений неразрывно связана с подготовкой документов территориального планирования, главное назначение которых – определение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения.

Документы территориального планирования утверждены в 34 субъектах Российской Федерации, что составляет 41% от общего числа. По состоянию на 27.01.2010 количество утвержденных документов территориального планирования муниципальных образований составляет только 2707 из 22617 или 12 %, причем в сельских поселениях вопрос отсутствия таких документов стоит особенно остро.

К настоящему времени утверждено и разработано (разрабатывается) 670 схем территориального планирования муниципальных районов, что составляет 35% от их общего количества, 3231 генеральных планов сельских поселений, что составляет 16% от их общего количества, 691 генеральных планов городских поселений, что составляет 39% от их общего количества и 338 генеральных планов городских округов, что составляет 66% от их общего количества.

Разработка проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ведется сегодня в отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации. В результате субъекты Российской Федерации и муниципалитеты планируют развитие своих территорий и размещение своей инфраструктуры на долгосрочный период исходя из своих представлений о перспективах развития территорий без долгосрочных ориентиров в этой части со стороны федерального центра. Такая ситуация закладывает риски возникновения конфликта интересов, т.к. иерархия документов территориального планирования законодательством не установлена.

В сложившихся условиях необходимо:

- разработать и внести в Правительство Российской Федерации стратегию развития пространственного развития в Российской Федерации для создания условий комплексного подхода к организации территории;

- разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня мероприятий по созданию системы территориального планирования Российской Федерации;

- принять решение о предоставлении субсидий субъектов Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным органам на разработку документов территориального планирования;

- актуализировать цифровую картографическую основу схем территориального планирования Российской Федерации;

- создать единую структуру пространственных данных, обеспечивающих подготовку документов территориального планирования;

- решить вопрос об увеличении штатной численности центрального аппарата Министерства регионального развития Российской Федерации для повышения эффективности решения вопросов по территориальному планированию

- предусмотреть в федеральном бюджете средства федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции государственного на разработку проектов схем территориального планирования Российской Федерации;

- определить в качестве приоритетной задачу по подготовке и утверждению документов территориального планирования Российской Федерации и дать соответствующие поручения федеральным органам исполнительной власти;

- внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части территориального планирования;

- обеспечить разработку и утверждение необходимых методических документов;

- разработать меры, направленные на установление взаимной согласованности федеральных программных документов – отраслевых стратегий, целевых программ в разрезе каждой территории;

- включить в федеральные программные документы предложения субъектов Российской Федерации о размещении на их территориях федеральной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;

- дополнительно проработать вопрос о проведении государственной экспертизы документов территориального планирования;

- разработать предложения, направленные на создание условий для привлечения к разработке документов территориального планирования профессиональных градостроительных организаций.