45. Стадии развития инфляции и динамика цен
Инфляция в своем развитии проходит несколько стадий, причем для каждой из них характерен определенный вид инфляции и рост цен.
Для первой стадии развития инфляции характерно сравнительно медленное протекание инфляционных процессов. Это умеренная, или ползучая, инфляция. Она составляет 2–3 %, соответственно повышение цен не превышает 9 %. Если денежные расходы и затраты растут, то население воспринимает это сравнительно спокойно. Но тем не менее сокращаются экономический рост и темпы научно-технического прогресса.
На второй стадии рост цен выражается уже двузначной цифрой (галопирующая или скачущая инфляция). Экономический рост практически останавливается. Цены повышаются от 20 % до 200 % в год. Все сделки заключаются с учетом роста цен либо в иностранной валюте. На деньги население стремится приобрести материальные ценности. В условиях гиперинфляции цены и количество обращающихся денег растут очень быстро. Разница между уровнем цен и заработной платой очень быстро увеличивается. Это приводит к падению уровня жизни населения. Высокие темпы роста цен разрушительно влияют на объемы производства и занятость населения, так как потребители и производители пытаются опередить повышение уровня цен, тратя все свои доходы на покупку товаров немедленно, сейчас, а также приобретая инвестиционные товары. Таким образом, происходит «бегство от денег».
Уровень стоимости жизни повышается, рабочие требуют повышения номинальной заработной платы, которая смогла бы компенсировать предполагаемые инфляцию и рост цен. Это влечет за собой рост издержек, а следовательно, рост цен и новые требования увеличить заработную плату, а за ними опять рост цен. Таким образом в экономике возникает инфляционная спираль зарплаты и цен.
В условиях гиперинфляции цены повышаются неравномерно, рывками, разрушаются нормальные экономические связи и отношения. Производители не могут определить оптимальную цену на свою продукцию. Потребители не получают достоверной ценовой информации, перестают ориентироваться в сложившейся ценовой ситуации. Деньги обесцениваются быстрыми темпами, не выполняют уже функции меры стоимости, средства платежа и обращения. Деньги перестают являться средствами накопления.
Главные причины инфляции (инфляции издержек и инфляции спроса) кроются в производственной сфере. При инфляции спроса рост уровня цен происходит по причине избыточного спроса. То есть у покупателей платежеспособный спрос превышает количество товаров, которое общество может производить с данными производственными возможностями. Следовательно, избыточный спрос является причиной роста цен.
Показатели, с помощью которых измеряется инфляция:
индекс цен;
индекс покупательной способности национальной валюты;
темпы инфляции;
индекс заработной платы;
индекс реальных доходов населения.
На практике используются также:
индексы потребительских цен;
индексы цен производства;
дефлятор.
- 2. Теория трудовой стоимости.
- 3. Теория факторов производства и предельной полезности.
- 4. Теории спроса и предложения. Эволюция теории цены.
- 5. Функции цены. Принципы ценообразования.
- 6. Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы.
- 7. Определение рыночной (равновесной) цены.
- 8. Зависимость эластичности спроса от цены и дохода.
- 9. Факторы рыночного ценообразования
- 10. Взаимосвязь установления цены с исследованиями маркетинга
- 11. Система цен и взаимозависимость их при формировании
- 12. Классификация цен. Свободные, регулируемые, фиксированные.
- 13. Оптовые цены продукции промышленности.
- 14. Закупочные и розничные цены
- 15. Цены на продукцию строительства
- 16. Тарифы пассажирского и грузового транспорта
- 17. Тарифы на услуги, оказываемые населению,
- 18.Цены, используемые во внешнеторговом обороте,
- 19.Понятие состава и структуры цены.
- 20 Вопрос. Себестоимость в составе цены
- 21. Прибыль предприятия в составе цены. Итого: оптовая цена предприятия без ндс
- 22. Акциз по подакцизным товарам. Итого отпускная цена п/п без ндс
- 24. Снабженческо-сбытовые надбавка (наценка) в цене товара
- 25. Торговая надбавка. Итого: розничная цена.
- 26,28. Формы индексной оценки динамики цен. Индивидуальный индекс цен.
- 29. Дефлятор валового национального продукта
- 31. Административное регулирование ценообразования.
- 32. Экономическое (косвенное) регулирование цен
- 33. Государственный контроль за ценами и тарифами
- 34. Ценовая политика предприятия (фирмы)
- 36 Механизм установления окончательной цены
- 37 Государственное регулирование цен
- 38 Осуществление государственного контроля цен через нормы Конституции рф и гк рф
- 39. Гос. Регулирование транспортировки нефти.
- 40 Регулирование цен на сх продукцию
- Вопрос 41. Регулирование цен на услуги связи
- Вопрос 42. Регулирование цен на коммунальные услуги
- 43. Саморегулирование цен.
- 44. Роль цен в инфляционных процессах
- 45. Стадии развития инфляции и динамика цен
- 46. Влияние инфляционного роста цен на развитие экономики
- 47. Методы борьбы с инфляцией: денежная реформа и антиинфляционная политика.
- 48. Особенности ценообразования на различных типах рынка
- 49. Определение типа рынка
- 50. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
- 51. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- 52. Ценообразование на олигополистическом рынке
- 53. Ценообразование в условиях (чистой) монополии.
- 54. Конкурентная реактивность рынка и показатели (индексы) рыночной концентрации товаров.
- 55. Расчет индексов фондового рынка
- 56. Ценовые стратегии предприятия
- 57. Этапы разработки ценовой стратегии
- 58. Особенности ценовой стратегии предприятия
- 59. Стратегии дифференцированного ценообразования.
- 60. Стратегии конкурентного ценообразования.