logo
TsEN__33

8. Зависимость эластичности спроса от цены и дохода.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным. Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т.д. У товара Гриффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. Факторы эластичности спроса: наличие и доступность товаров-заменителей на рынке, временной фактор, доля расходов на товар в потребительском бюджете, степень насыщения рынка рассматриваемым товаром, разнообразие возможностей использования данного товара, важность товара для потребителя.

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%. В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы: наличие на рынке товаров-заменителей, универсальность использования товара, фактор времени, уровень доходов потребителя, консерватизм потребителей, «неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Показатель отражающий эти изменения наз. коэффиц. эластичности.

Е =∆Q% / ∆P %, Если коэф. эластич. >1, то спрос счит. эластичным.; если <1, то неэластичным. При эластичном спросе рост цен не выгоден, а выгодно снижение цен. При неэластич. спросе можно повышать цену.