3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
Исходным моментом экономической деятельности людей является производство, предполагающее взаимодействие различных факторов. В экономике факторы производства (лат. factor – делающий) – это все то, что, участвуя в производственном процессе, производит товары и услуги. Существуют разные подходы в определении факторов и их классификации.
Классическая школа выделяет три основные группы: труд, земля, капитал.
Труд – это процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.
Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы.
В любом обществе существует принуждение к труду. На ранних стадиях оно имело внеэкономический характер, т. е. основывалось на личной зависимости работника от хозяина. Экономическое принуждение связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемного труда необходимы два условия: обладание личной свободой (отсутствие рабовладельческой или крепостнической зависимости) и отсутствие собственности на средства производства, т. е. возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу. Главным мотивом труда при этом является желание получить материальное вознаграждение.
Труд в течение рабочего дня можно условно разделить на необходимый и прибавочный.
Необходимым является тот труд, который рабочий затрачивает, чтобы произвести продукцию, необходимую для обеспечения жизни его самого и его семьи. Производимый в это время продукт называется необходимым и оплачивается рабочему.
Прибавочный труд – это труд, затраченный сверх необходимого. Продукт, производимый прибавочным трудом, называется прибавочным и не оплачивается.
Деление труда на необходимый и прибавочный принято только в марксистской теории.
Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность – это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.
Интенсивность труда может быть тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении продолжительности рабочего дня интенсивность труда может падать.
Производительность – это результативность труда. Она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Производительность труда связана не только с трудом, но и с прогрессом техники. При росте производительности труда доля труда, затраченного на производство единицы продукции, падает, а доля средств производства относительно труда возрастает. Но в целом затраты факторов производства падают.
В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где утверждается, что товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
Вторым фактором производства является земля.
Термин «земля» употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все полезное, что дано природой: саму землю, водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые.
Земля может использоваться в разных целях. Однако в первую очередь имеется в виду ее использование в сельском хозяйстве.
Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.
Следующим фактором производства является капитал. Наиболее распространенным определением капитала в современной науке является следующее:
Капитал – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг.
Слово «капитал» происходит от caputa – голова. В период, когда воплощением богатства был скот, символом богатства являлась голова крупного рогатого скота. Этот факт широко используется в литературе и искусстве. К примеру, здание бывшего Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге (ныне Университет экономики и финансов) архитектор Кваренги украсил лепниной, изображающей бычьи головы, дабы подчеркнуть богатство банка. В дальнейшем в применении слова «капитал» произошло раздвоение: с одной стороны, «головной, главный», с другой – «богатство».
В разных экономических школах капитал трактуется по-разному. Но главными являются два направления:
вещественная, или натуралистическая, концепция;
денежная, или монетаристская, концепция.
С точки зрения натуралистической концепции капитал – это либо средства производства, либо готовые товары, предназначенные для продажи.
Так, А. Смит трактовал капитал как накопленный запас вещей.
Д. Рикардо считал, что капитал – это средства производства.
В теории А. Маршалла капитал – это вещи, образующие предпосылки производства.
Дж. Б. Кларк, современник А. Маршалла, полагает, что капитал – это запас производительных благ, который наряду с трудом представляет собой извечное начало производства.
П. Самуэльсон определяет капитал как производственное оборудование крупных фабрик, складов готовой продукции и полуфабрикатов.
Аналогичный подход и у других современных западных экономистов. Так, профессор Колумбийского университета (США) Дьюи к капиталу относит «все, что играет полезную роль в производстве»: средства производства, полезные ископаемые, предметы потребления, рабочую силу и т. д.
С точки зрения монетаристской теории капитал – это деньги, приносящие процент. Абсолютизация денежной формы капитала ведет начало от меркантилизма. Но в XVIII–XIX вв. денежная концепция была оттеснена на второй план интерпретациями капитала классической школы (натуралистическим направлением).
Большое значение в возрождении интереса к кредиту и деньгам в роли капитала имела теория Д. М. Кейнса. В дальнейшем произошла дифференциация среди последователей Кейнса. Большинство сторонников монетаризма в настоящее время исходят из того, что капитал – это деньги или их заменители – кредитные деньги. Однако другие связывают капитал с получением дохода.
Наиболее объемное понимание капитала содержится в концепции К. Маркса. Он исследует, с одной стороны, сущность капитала, с другой – конкретные формы его проявления, так:
средства производства выступают как постоянный капитал;
рабочая сила – как переменный;
деньги – как денежный капитал;
товары – как товарный капитал.
Однако ни деньги, ни средства производства, по его мнению, сами по себе капиталом не являются. Они превращаются в капитал тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда. Маркс писал: «Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношениях она становится капиталом. Выхваченная из этих отношений, она так же не является капиталом, как золото само по себе не является деньгами». Поэтому, во-первых, «капитал – это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер» (Маркс К. Капитал. 1953. Т. 1. С. 238).
Во-вторых, капитал можно понять лишь как постоянное движение всех его элементов. Только находясь в движении, деньги превращаются в капитал.
В-третьих, капитал – это самовозрастающая стоимость, создаваемая наемным рабочим. Эти три момента характеризуют сущностное определение капитала.
Итак, запомним, что классическая школа выделяет три фактора производства: труд, земля, капитал.
В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе: вещественные факторы (средства производства) и личный фактор (рабочая сила). Для марксизма это деление очень важно, так как показывает, что не все факторы создают прибавочную стоимость (прибыль), а только личный фактор – рабочая сила.
Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.
В экономической теории постиндустриального общества выделяют еще информационный, экологический факторы и время. Однако системообразующими остаются три – труд, земля, капитал. Близким «фактору» понятием является «ресурс». В западной литературе понятия «фактор» и «ресурс» отождествляются. В отечественной литературе эти понятия не нашли точно очерченных областей применения. «Фактор» чаще употребляется, когда говорят об агрегированных земле, капитале и труде. «Ресурс» используется тогда, когда говорят о конкретном станке или работнике.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Каждого предпринимателя интересует вопрос о том, как достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный выпуск продукции. К примеру, чтобы добиться максимального урожая свеклы, необходимо комбинировать в экономическую теорию количество земельных площадей, отведенных под ее посадку, с затратами труда, уменьшая или увеличивая те или другие. Математически эта зависимость выражается формулой:
Q = f (a1, a2… an),
где Q – количество произведенной продукции, f – функция, a1, a2… an – факторы производства.
Количество выпускаемой продукции зависит от примененных для ее производства факторов и их комбинации между собой.
Раз возможны различные комбинации факторов, значит, есть вариант, при котором можно достичь их оптимального сочетания.
Следовательно: производственная функция – это техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции.
Как, правило, величина факторов не остается постоянной, она изменяется. При этом возможны варианты: либо изменяются все факторы одновременно, либо один из них. Это обстоятельство влияет на доходность: она падает.
Рассмотрим пример.
Допустим, на определенном участке выращивается свекла. Земля как фактор неизменна. Другой фактор – труд – изменяется. Предположим, что в данный участок вложили дополнительную единицу труда и получили 2000 ед. свеклы.
Можно предположить, что при следующем удвоении единицы труда урожай свеклы удвоится и станет равным 4000 ед. Однако получено лишь 3000 ед. Если на следующий год мы добавим еще одну дополнительную единицу труда, то получим еще меньший дополнительный урожай свеклы.
Значит, при добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция. В этом суть закона убывающей доходности.
Однако надо знать, что этот закон вступает в силу только после значительных неоднократных вложений дополнительных равных количеств изменяющегося фактора (в данном случае труда), т. е. закон убывающей доходности «работает» с определенного момента. Итак, при увеличении затрат одного фактора (труда) и постоянной величине других наступает период, когда дополнительные затраты на расширение этого фактора будут приносить понижающийся результат.
Такое затухание роста выступает в виде закона убывающей производительности (или «убывающей доходности»).
Из рассмотренного примера следует еще один вывод: удвоение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства.
Кривая, которая изображает различие комбинации факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции, называется изоквантой.
Комбинируя факторы производства, необходимо учитывать их денежную оценку.
Линия, показывающая комбинацию факторов производства, которые можно приобрести за одинаковую сумму денег, называется изокостой.
Комбинируя факторы производства, следует учитывать также фактор времени: мгновенный, короткий и длительный периоды.
Мгновенный период – это время, в течение которого все факторы производства постоянны.
Короткий период – период, в течение которого некоторые производственные ресурсы не могут быть изменены (здания, сооружения).
Длительный период – это период времени, в течение которого могут быть изменены все факторы производства.
Для длительного периода применяется функция Q = A х αd х Кβ, где А, α и β – положительные постоянные числа, характеризующие технологию производства.
Производственная функция, у которой α + β = 1, называется производственной функцией Кобба-Дугласа.
- Вера Амосова, Галина Гукасьян, Галина Маховикова Экономическая теория
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- 1.8.1 Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2 Виды и модели экономических систем
- 4.2.1 Традиционная экономика
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства[2]
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики Лекция 13 Тема: цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство
- 13.1 Макроэкономика и ее проблемы
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21
- Примечания
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии