5. Понятие совокупного спроса и его факторы.
Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand) – это сумма будущих расходов на приобретение конечной продукции, он определяется, как реальный объем национального производства, который потребитель, предприятия и государства, готовы купить при каждом возможном уровне цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
2) спрос фирм на инвестиции (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Из структуры совокупного спроса выделяют формулу:
AD = C + I + G + Xn.
В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.
Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис. 1 кривая
К ценовым факторам относятся следующие:
1) Эффект реального богатства.
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается. (Повышение уровня цен, приводит к тому, что финансовые активы обесцениваются, население становится реально беднее, совокупный спрос снижается).
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Связан с изменением уровня цен на деньги.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. (Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на деньги, росту спроса на товары и росту совокупного спроса и наоборот).
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Связан с изменением уровня цен на отечественную продукцию. Повышение цен на отечественную продукцию совокупного спроса, т.к. он смещается в сторону импортных товаров.
Неценовые факторы - не связаны с уровнем цен, т.е. влияют на величину совокупного спроса при неизменных ценах.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Факторы, воздействующие на C(потребительские расходы):
уровень благосостояния населения;
ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
налоги;
трансфертные платежи;
процентная ставка.
Факторы, воздействующие на I(инвестиционные расходы):
ожидания инвесторов;
процентная ставка;
налоги;
трансфертные платежи;
новые технологии.
Факторы, воздействующие на G(государственные расходы):
Государственные закупки.
Факторы, воздействующие на Xn(чистый экспорт):
объемы ВНП в других странах;
величина ВНП в данной стране;
валютный курс национальной денежной единицы.
Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD (рис. 2).
Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).
Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.
Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.
- 1. Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2. Зарождение и эволюция экономической мысли. Современные направления развития экономической теории.
- 3. Предмет экономической теории, её функции. Структура курса экономической теории.
- 4. Методы экономической науки.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- 1. Понятие экономической системы общества.
- 2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- 3. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика.
- 4. Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности.
- 5. Реформирование отношений собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
- 6. Понятие рынка. Условия возникновения и причины существования рынка. Функции рынка.
- 7. Рынок и конкуренция.
- 8. Преимущество и несовершенство (фиаско) рынка. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма.
- 9. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель. Основные черты белорусской экономической модели.
- Тема 2. Основы теории микроэкономики.
- 2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Эластичность спроса и предложения.
- 5. Понятие производства. Факторы производства.
- 6. Понятие и классификация издержек.
- 7. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика.
- Доход и прибыль фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Задание 3. Определите факторы, которые определяют спрос на компьютеры.
- Задание 6. Определите факторы, которые определяют спрос на пиво.
- Задание 9. Определите факторы, которые определяют спрос на картофель.
- Задание 12. Определите факторы, которые влияют на предложение картофеля.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- 2. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике.
- 3. Основные макроэкономические показатели.
- 5. Понятие совокупного спроса и его факторы.
- 6. Понятие совокупного предложения и его факторы.
- 7. Макроэкономическое равновесие.
- Тема 4. Бюджетно-налоговая политика.
- Роль государства в рыночной экономике.
- 2. Защита конкуренции.
- 5. Регулирование случаев ассиметричной информации.
- 8. Обеспечение денежного обращения.
- 2. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 4. Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
- 5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.
- 2. Банки и их виды, основные операции банков.
- 3. Создание коммерческими банками дополнительных денег. Денежный мультипликатор.
- Функции и роль кредита в рыночной экономике.
- 5. Монетарная политика государства.
- 6. Инфляция. Сущность, причины, виды инфляции. Измерение инфляции. Индекс цен.
- 7. Типы инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек). Социально- экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 8. Занятость и безработица. Типы безработицы.
- 9. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- 3. Проблема неравенства в распределении доходов.
- 4.Система и механизмы социальной защиты населения. Обеспечение социальной справедливости.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 7.
- Задача 11.
- Задача 12.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.